Распечатать

В Москве стартовал уникальный проект «Музейный инспектор»

Журнал «Профиль», 11 марта 2013

Проект «Музейный инспектор» призван возродить интерес детей к музеям

13 марта 2013

Социальный проект компании «Энвижн Груп», стартовавший в Москве в ноябре, пока единственный в своем роде. Он реализуется совместно с агентством «Экспомания» и нацелен на возрождение интереса к музеям у школьников.


Участвовать в нем могут дети от 7 до 16 лет. Школьник, прежде чем отправиться в любой из московских музеев, распечатывает с сайта «Музейного инспектора» анкету, которую он будет заполнять в ходе просмотра экспозиции. Вопросы анкеты разнообразны — какие экспонаты в музее понравились больше всего, охотно ли сотрудники музея отвечали на вопросы, насколько дружелюбна атмосфера в музее... А самое творческое задание анкеты — представить себя на месте директора музея и попытаться описать, что бы хотелось в нем изменить. Также каждый участник должен сделать фото на фоне музея и зарегистрировать его на сайте проекта вместе с анкетой. Подача заявок на участие в проекте заканчивается 30 апреля 2013 года. Победитель должен обойти как можно больше московских музеев. За анкеты можно голосовать, дополнительные баллы начисляются за «лайки» в социальных сетях, которые ставят родственники и друзья участника, но в первую очередь учитываются количество и качество отчетов. Победитель будет объявлен 16 мая 2013 года. Главный приз — поездка в Амстердам, где давно существует подобная программа. Кроме того, «Музейный инспектор» составит свой рейтинг музеев и определит самый дружественный детям музей. Проект — важный инструмент краудсорсинга (решения общественно значимых задач силами добровольцев, часто с помощью информационных технологий), явления, активно развивающегося в мире и пока только набирающего обороты в России. Всем известный пример краудсорсинга — знаменитая «Википедия».

С помощью краудсорсинга силами юных добровольцев собирается объективная информация о музеях. Это поможет музеям измениться в лучшую сторону — сделать экспозицию интереснее, навигацию — удобнее, а также придумать проекты, нацеленные на детскую аудиторию. Особенно это актуально для так называемых взрослых музеев — картинных галерей, домов-музеев. Для России это явление уникальное. Неслучайно этот проект осуществляет компания «Энвижн Груп», активно участвующая в важных социально-культурных проектах. «Наша компания занимается высокими технологиями, мы реализовываем проекты, которые делают нашу жизнь удобнее и лучше, — рассказывает представитель «Энвижн Груп» Надежда Ермакова. — „Музейный инспектор“ стремится к тому же. Он выполняет сразу несколько социальных функций — не только помогает самообразованию школьников и учит проявлять самостоятельность и инициативу, но и музеям дает возможность расширить детскую программу, а также устранить недочеты в работе».

В своих анкетах школьники дают оценку как детским музеям (музей «Буратино-Пиноккио», музей сказок «Жили-были», музей студии «Союзмультфильм»), так и серьезным (Музей А.С. Пушкина, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Центр современной культуры «Гараж»). Еще одна важная особенность «Инспектора»: проект уже приносит свои плоды. Дарвиновский музей активно использует отчеты детей в своей работе. «Подобное анкетирование в нашем музее мы ведем с 1997 года, — говорит директор Государственного дарвиновского музея Ирина Иксанова. — Я регулярно просматриваю отчеты посетителей, а теперь еще и отчеты „Музейного инспектора“. Это уникальный проект, он поможет музеям наладить коммуникацию».

Так, юный инспектор, 11-летняя Елизавета Демина, в своем отчете предлагает ГМИИ им. Пушкина выпустить детский путеводитель. С Пушкинским музеем девочка познакомилась на экскурсии на тему «Древняя Греция». Школьницу заинтересовали история Трои и биография Генри Шлимана.

«Ребенок после нескольких неудачных школьных экскурсий отказывался ходить в музеи, — делится впечатлениями мама 8-летнего участника Саши Михайлова Раиса Михайлова. — Самое удивительное, что благодаря проекту ребенок впервые посетил несколько музеев-квартир — это два музея Толстого, Музей-квартира Пушкина на Арбате, Музей Шаляпина. Хотя эти имена ему еще не известны. Но ребенка заинтересовала атмосфера этих домов. Этот проект — гарантия того, что позже он вернется в эти же музеи и посмотрит на них по-новому».

Ожидается, что в следующем учебном году проект компании «Энвижн Груп» заработает и в других российских городах.

Статья на сайте журнала «Профиль»