Распечатать

Управление проектами: новое лучше старого?

IT-Manager

3 августа 2017

3 августа 2017

Залог успеха любого дела — в грамотном управлении процессом его реализации. А любое дело, выполняемое человеком или группой людей, можно назвать проектом. Cуществуют различные методы управления проектами, наиболее распространенным из которых считается классический «водопад» (Waterfall). Главная особенность такого подхода заключается в том, что нельзя перейти на следующий этап, не завершив предыдущий. Проект в классическом понимании делится на несколько этапов: инициирование, планирование, реализация, тестирование, доработка и сдача заказчику.

Если говорить об ИТ-проектах, то в них, как правило, еще присутствует этап технологического планирования, где решаются вопросы выбора платформы для реализации будущего проекта, определения языка программирования, механизмов интеграции и т. д. Разумеется, у каждого из этапов есть строгие календарные и временные рамки, в соответствии с которыми работа должна быть выполнена и представлена заказчику либо начат переход к следующей фазе, а заказчик подключается уже на завершающем этапе, и его задача состоит в том, чтобы оценить и принять результат или сформулировать претензии, ведущие к необходимости доработки, исправлений или дополнений.

Метод проектного управления Waterfall отличается тем, что требует от заказчика еще на самом раннем этапе сформулировать все требования и пожелания к результатам проекта и в дальнейшем следить за их неукоснительным соблюдением. Хорошо это или плохо? Есть положительная сторона, поскольку это дисциплинирует заказчика и всю проектную команду, а все этапы реализации проекта делает более прозрачными и предсказуемыми. С другой стороны, мир не стоит на месте. Изменения на рынке происходят с калейдоскопической быстротой, и бизнесу необходимо успевать адаптироваться к ним. Те пожелания, которые заказчик высказал еще полгода или даже год назад, сегодня уже могут потерять свою актуальность. В этом случае придется мучительно исправлять, дорабатывать и переделывать многое. А это срыв сроков, перерасход бюджета, но самое главное — стресс для всех участников проектной команды.

Марина Федорова

Марина Федорова, директор департамента управления проектами «Энвижн Груп»: «Основные качества любого участника Agile-команды — самодисциплина и ответственность»

Здесь на помощь приходят новые методы управления проектами, объединенные в общую концепцию под названием Agile. Их главное отличие состоит в том, что проект делится на несколько небольших подпроектов, которые выполняются не жестко последовательно, как в случае с Waterfall, а параллельно. Затем результаты этапов собирают в готовый продукт. Почему мы говорим именно о «подпроектах», а не о «стадиях» в классическом подходе? Потому что каждый «подпроект» условно может быть разделен на все те же стадии, что и классический проект. Таким образом удается гораздо быстрее и без дополнительных усилий и расходов реализовывать изменения и новые возможности. Важнейший принцип Agile-проектов — максимальная вовлеченность заказчика во все подпроекты, а не только участие в заключительном этапе. По сути, в Agile главным фактором становится не время и соблюдение сроков, а процесс. Agile — это лишь концепция работы, но в ее рамках существует целый ряд методологий, помогающих грамотно построить проектную команду и организовать рабочие процессы — Scrum, Kanban и другие. Мы сейчас не будем подробно останавливаться на каждой из них, нам было бы интереснее узнать, в каких случаях целесообразнее применять передовые гибкие подходы к управлению проектами, а когда применение старого доброго «водопада» будет не только привычнее, но и выгоднее с практической точки зрения.