Распечатать

Мобильные системы, № 3, 2007

ВКС - технология сегодняшнего дня.

12 апреля 2007

ВКС - технология сегодняшнего дня.
Видеосвязь или видеоконференцсвязь (ВКС) вошла в бизнес и обычную жизнь так быстро, как неудавалось большинству ИТ.  Возможность визуального общения – основное конкурентное преимущество этого решения, которое с комфортом используют сотни тысяч компаний во всем мире, включая Россию.  
Не возникает и споров вокруг аспекта «будет ли положительный опыт у ВКС в России». Сегодня все дискуссии затрагивают преимущества технологий вендоров, сегментацию рынка и ценовой вопрос. При этом дискуссий становится все больше, а аргументы – все агрессивнее. Это означает, что именно сейчас на отечественном рынке, объем которого растет на 30-40% ежегодно, началась основная борьба за клиентов.  В борьбе все средства хороши, поэтому зачастую в средства массовой информации проникает определенная дезинформация под видом «мнений».  

 

Видеосвязь, как любой инструмент оптимизации, необходима для всех компаний ровно настолько, насколько развивается их бизнес и взаимодействие с партнерами, находящимися в других городах и странах мира. Это особенно актуально для нашей страны, где разница между объектами одного предприятия, расположенными на Западе и Востоке страны, может составить до 10 часов.
 
Крупные компании были первыми, кто инвестировал в видеоконференцсвязь. Очевидно, что руководитель, ответственный за судьбу бизнеса, планирует свой рабочий график с точки зрения его максимальной загруженности встречами, выгодными для коммерческой стороны дела.  Если директор теряет упущенные возможности для бизнеса в перелетах и переездах, то он предпочтет остаться в офисе. Если его иностранные коллеги встречаются «по видео», он также будет вынужден соответствовать сложившейся традиции. В обоих случаях он попытается найти технологию и рассмотреть варианты решения этих задач с помощью ВКС-технологий.  
 

Поэтому будем считать, что видеосвязь нужна не крупному, а активному с точки зрения привлечения новых контактов бизнесу. В этом случае видеосвязь– ресурс для оптимизации времени и затрат.

Не дорогая игрушка, а эффективное средство
Коммерция –  это синоним слову «деньги», поэтому коммерческий сектор никогда не был обделен предложением, в отличие от бюджетных структур. К последним в том числе относятся медицинские учреждения, административные учреждения, силовые структуры и государственные образовательные институты. Относительно них у ИТ-индустрии всегда были особые коммерческие условия. Кроме этого, в данных отраслях существуют определенные правила и стандарты, так как деятельность этих организаций  направлена на поддержку социальных программ и защищенности граждан. В отличие от других ИТ, видеоконференцсвязь здесь может использоваться даже более активно, чем в коммерческих сегментах. 
 
В частности, при выполнении служебных обязанностей передвижных воинских частей, отрядов милиции, нефтяных и газовых бригад возникает необходимость визуального общения в условиях фиксированного расположения объектов связи, а также в случаях оперативного перемещения собеседников в пространстве.
 
Другой пример – телемедицина и телепатронаж. Качественная диагностика пациента подразумевает консультации со специалистами, находящимися в других уголках земного шара. Понятно, что в ключе «медицинских учреждений» на видеосвязь налагаются дополнительные требования. Это может быть сертификация оборудования, технические требования – например, очень высокое разрешение передаваемого изображения.  Все это требует особенных систем и видов решений. Например, таких как мобильные ВКС-станции, переносные системы и высокая четкость видеоизображения.
 
Прогнозируется, что системы High Definition (HD; высокое разрешение), появляющиеся на рынке, позволят значительно расширить вид и типы видеоинформации, передаваемые по каналам связи. Это незаменимо, например, для медицинских учреждений: когда диагностируют пациента, то передаваемое изображение должно быть максимально приближено к природному, естественному виду. Не смотря на то, что у HD все еще есть узкие места (например, задержка при передаче сигнала и необходимость наличия широких каналов связи, которые не всегда доступны) использование этих систем облегчает работу врачей и спасло уже не одну жизнь.   
 
Автомобиль или видео-конференцсвязь?
Ценовой вопрос волнует всегда. Понятие «дорого» трактуется по-разному, но каждый из нас уже выучил, что «дешево и качественно никогда не бывает». Поэтому все по возможности стремятся купить более качественный (читай, дорогой) ж/к монитор, технику, автомобиль (в среднем по статистике приличный автомобиль обойдется рядовому потребителю в 20-25 тысяч долларов). При этом мы платим и за владение вещью (бензин для автомобиля, электричество для монитора и техники). Но когда мы пользуемся вещью и довольны ее качеством, мы забываем о цене.
 
Вернемся к стоимости системы видеоконференцсвязи. Оснащение одной переговорной комнаты ВКС-решением обойдется в среднем 15-20 тыс долларов. Система ВКС High Definition обойдется дороже, примерно в 35-40 тысяч условных единиц. У системы есть еще одно «но»: вы будете оплачивать канал. Кстати сказать, обычно хватает хорошего IP-канала, который есть в наличие сегодня практически в любой организации. Это доступно для вашего бизнеса? Если нет, то тогда лучше будет обновить автопарк и купить машину представительского класса для поездок на презентации и встречи и увеличить затраты на бензин, ремонты и пр.
  
Поговорим об окупаемости видеоконференцсвязи. Представьте, что вы ответственный за проект и для его выполнения вам надо отправить четырех консультантов в Омск на два дня, на двухчасовые переговоры. Затраты с учетом перелета, размещения в гостинице и командировочных на одного человека составят
$524 и 16 часов на человека, или всего $2096 и 64 часа для четырех специалистов.
 
При проведении видеоконференцсвязи затраты на проведение видеоконференцсвязи составят $216 и 9 часов. В итоге общая экономия составит $1965 и 55 часов рабочего времени сотрудников компании, плюс возможность вести переговоров и совещания в привычной обстановке, в своем офисе, а также возможность оперативного подключения в процессе проведения  переговоров дополнительных участников. Эффект доступен после установки системы, которую уже купили и внедрили. Если посчитать все затраты на командировки ваших сотрудников при условии, что ваша организация ведет активную жизнь, то очевидно, что первоначальные затраты на видеоконференцсвязь окупятся уже в течение первого полугодия после начала активной эксплуатации системы.  
 
Инструмент управления стратегией
Видеосвязь является  «ребенком» ИТ-индустрии, что требует определенной инфраструкты в вашей компании (канал, сеть, т.п.). Видеосвязь используется в той среде, где формируется или сформированы предпосылки для нового стиля взаимодействия. Это означает, что видеоконференцсвязь несет в себе новый вид культуры интеграции человеческих ресурсов. Вкладывая в видеосвязь, компания вынуждена инвестировать не столько в ИТ-инфраструктуру (материальные активы), сколько в человеческие ресурсы (интеллектуальные активы).  Человеческие ресурсы обязаны взаимодействовать для поддержки выполнения поставленных им задач, что требует консультаций с другими специалистами. Это значит, что вы инвестируете в оптимзацию выполнения задач и освобождаете ресурсы для чего-то более значимого для коммерции.
 
Качественное общение строится на визуальном контакте, в пользу которого (по сравнению с аутическим способом передачи информации) отдадут свои голоса все читатели этой статьи. Пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»  стала бы вполне уместным эпиграфом для любой статьи о возможностях видеоконференцсвязи. За счет того, что при обмене информацией в 95% мы доверяем взгляду собеседника, его мимике и жестам, а не голосу, мы препочитаем встречи, а не обсуждения по телефону или по почте. Поскольку не на все встречи возможно попасть, многие предпочитают видеоконференции.
 
Если компания имеет в своей переговорной видеоконференцсвязь, то это изменит многое: сотрудники будут обсуждать все необходимое по видео, оставаясь на привычном месте. Они смогут обмениваться документами в режиме реального времени, оперативно подключать коллег, владеющих данным вопросом лучше. Если учесть, что руководители не любят надолго отпускать из офиса сотрудников, которые являются экспертами и носителями знаний в компании, а сотрудники не любят очень частые командировки, то у видеосвязи появляется еще одно неоспоримое преимущество – помощь в удержании кадров. Известно, что чувство комфорта, собственной защищенности и работа в команде по-прежнему являются для большинства сотрудников одним из главных мотивов при сохранении места работы. 
 
Еще один аспект в пользу социальной составляющей ВКС – это помощь в качественном управлении изменениями и рисками в компании. Известно, что семинары, обучения и тренинги для коллективов носят не только информативную роль, но и создают так называемое «чувство локтя». Этот инструмент используют многочисленные компании в условиях конкурентной борьбы. Видеосвязь позволяет вести консультации с удаленными аудиториями в несколько сотен человек, при этом специалист, ведущий мероприятие, остается на более привычном ему месте и чувствует себя более уверенно перед многочисленными взглядами. Таким образом, покупку видеоконференцсвязи уместней трактовать в разрезе инвестиций для управления стратегией компании, нежели как ИТ-проект для оснащения переговорных комнат по последнему крику моды на high-tech.  
 
Хороший интегратор - залог успеха
Если организации нужна только поставка видеосвязи, которая должна рано или поздно заработать, то мнение абсолютно верное. Если вы подразумеваете установку решения, которое будет работать качественно и без сбоев, то мнение в корне не верно. На российском рынке сегодня существует несколько десятков компаний, предлагающих именно поставку ВКС. Проектирование, пуско-наладочные работы и системную интеграцию видеконференцсвязи предлагают единицы. Показать вам, как работает система у других клиентов, чьи задачи сходны с вашими и чья инфраструктура напоминает вашу, могут вообще избранные, своего рода элита рынка.
 
Вкладывая в ВКС-решение, многие забывают о том, что оснащение переговорной комнаты или конференц-зала – это тоже проект.  В отличие от других ИТ-проектов, работы по нему ведутся считанные дни, но результатом реализации проекта компания будет пользоваться очень долгие годы.
 
Интегрируя дорогое ВКС-решение в значительно более дорогостоящую ИТ-инфраструктуру, вы меньше всего хотите, чтобы в ней что-нибудь нарушилось.  Возможно, вам также потребуется наращивать возможности видеосвязи по мере роста вашего бизнеса, а это подразумевает обновление существующей инфраструктуры, и без опыта работы в телекоммуникационной сфере, знания мультивендорных технологий и наличия соответствующей образом сертифицированной команды реализовать это невозможно.
 
Еще один момент заключается в том, что квалифицированный и известный на рынке системный интегратор, обладающий высокими авторизационным статусом у ВКС-производителя и ведущий ВКС-проекты, никогда не возьмется за проект, если его реализация повлечет за собой сбои и неполадки. Но он и не откажется от вашего проекта, если решение можно будет реализовать другим возможным способом, приемлемым для вас и вашего бюджета. Сегодня, благодаря динамичному росту ВКС-проектов, экспертиза накапливается буквально каждый день, поэтому системный интегратор вынужден вести не менее активную жизнь, чем ваша компания. Кстати сказать, ведущие системные интеграторы, работающие в проектном бизнесе, уже очень давно использует видеоконференцсвязь своей работе. Поэтому не стоит удивляться, если консультации по работе с ВКС ваши специалисты также будут получать именно по видеосвязи.  
 
Не стоит рассматривать видеосвязь как технологию будущего. ВКС – это технология настоящего дня. Требования повысить эффективность использования времени и ресурсов являются превалирующими в бизнесе и обществе. Именно ВКС становится идеальным инструментом, позволяющим реализовать эти запросы.
Юлия Хитькова, руководитель отдела маркетинга решений компании "Энвижн Груп"