Распечатать

Мобильные системы № 5, 2006

OSS/BSS - взгляд российского специалиста.

15 мая 2006

Мобильные системы № 5, 2006

OSS/BSS - взгляд российского специалиста

Телекоммуникационная отрасль меняется очень стремительно. Для того чтобы осознать этот факт не нужно быть специалистом в данной области – достаточно просто оглянуться вокруг. Несколько лет назад было трудно предположить, что столько людей будут  «говорить самими с собой». Абонентская база мобильных операторов растет, появляются новые услуги, при этом высокая активность игроков рынка сотовой связи заставляет традиционных операторов искать новые возможности повышения доходности своего бизнеса и внедрять новые услуги, дополняющие традиционную телефонию. Повсеместно внедряются системы широкополосного доступа и мультисервисные сети, обеспечивая условия для появления новых, ранее недоступных большинству пользователей услуг. Услуги сближаются, возникает конкуренция между операторами мобильной и фиксированной связи, сервисы которых становятся более схожими.

Очевидно, что будущее за конвергентными услугами – передачей по одному каналу голоса, данных, видео, ТВ, телеметрии и т.п., и чтобы на этом рынке успешно работать, надо серьезно менять технологии и организацию бизнеса. Практически все операторы связи понимают, что время получения дохода только за счет голосового трафика закончилось и именно поэтому мы сейчас наблюдаем повсеместное внедрение новых технологий у телекоммуникационных компаний.

Сегодня актуальным становится вопрос объединения возможностей беспроводной связи, не только с «фиксированной связью», но и с возможностями другого телекоммуникационного феномена последних лет – Интернета. Именно конвергенция этих двух сил привела к рождению нового – третьего – поколения беспроводных технологий, открывающих безграничные перспективы для развития сервисов, ориентированных на абонентов беспроводных устройств. Под этими технологиями, получившими аббревиатуру 3G, понимают консолидированный пакет услуг, в который, помимо голосовой связи, входят высокоскоростной мобильный доступ к сети Интернет, а так же возможность передавать и принимать видео или другой ресурсоемкий трафик. Хотя сроки начала внедрения 3G-технологий в России пока неясны (правда, крупнейшие мобильные операторы уже создают тестовые зоны), понятно, что это время не за горами. По крайней мере в это заставляет верить зарубежный опыт. Например, аналитическая компания ABI Research прогнозирует, что к 2010 г. число пользователей 3G достигнет миллиарда, и составит 30\% от численности всех сотовых абонентов. Более того, по данным того же источника основной прирост владельцев 3G-устройств придется на текущий год, что дало ABI повод провозгласить 2006 г. «годом 3G».

Массовое внедрение новых сервисов вынуждает операторов переходить к новой модели предоставления услуг, новой организации поддержки их качества и учета дохода. Сегодня все понимают, что при большом числе пользователей в сети, предоставляющей множество различных сервисов, требуется сложная и интеллектуальная система управления. В сети одновременно существует несколько типов трафика, причем требования к параметрам качества для каждого из них существенно варьируются. Для обеспечения требуемого уровня качества и предотвращения перегрузок в сети требуются специализированные средства. Сеть в свою очередь должна содержать средства автоматического устранения возникающих проблем, решая, чем можно пожертвовать в разных случаях - полосой пропускания, временем доставки или, для отдельных потоков, целостностью информации.

Не учитывая требований к управляемости сети, операторы могут столкнуться с большими трудностями, сопровождающимися критичными для бизнеса сбоями, недовольством пользователей, а иногда и финансовыми потерями. Чтобы предоставлять новые услуги, обеспечивать им необходимое качество, правильно распределять трафик в сети, учитывать использование сервисов, включая отчисления компаниям-партнерам, предоставляющим отдельные услуги, очень важно иметь в наличии все необходимые данные, вне зависимости от используемой технологии и типа оборудования.

Здесь самое время вспомнить о BSS/OSS, приобретающую в последние годы все большую популярность в телекоммуникационном сообществе и играющую ключевую роль в процессе эксплуатации любого оператора. Основанные на консолидации ключевых подходов к созданию автоматизированных  систем поддержки бизнеса (Business Support Systems, BSS) и систем поддержки деятельности операторов связи (Operating Support Systems, OSS), такие комплексы самым непосредственным образом влияют на успешность (читай, конкурентоспособность) бизнеса оператора связи.

Под BSS принято понимать средства автоматизации процессов в организации, причем в данном случае не столь важна специфика работы Заказчика, поскольку предметов являются канонические задачи бизнеса: учет, планирование, взаимодействие с клиентами и поставщиками и т.д.. «Придя» в телекоммуникационную отрасль, BSS затронула целый ряд специфических моментов, свойственных операторам связи, что и стало предпосылкой разработки новой концепции, учитывающей потребность решения задач управления бизнесом и управления сетью. Под OSS, в свою очередь, понимают совокупность средств и методов поддержки производственной деятельности оператора. Современные системы OSS и BSS строятся в соответствии с моделью NGOSS, описывающей структуру и задачи таких систем, а так же методологию внедрения.

Внедрение BSS/OSS дает оператору целый ряд очевидных выгод. Однако главной достижением и, одновременно главной сложностью таких проектов, безусловно, является смена приоритетов в деятельности оператора, смещение основного фокуса внимания с решения технологических задач на спектр и качество услуг, ради которых эти задачи решаются. Причем от того, насколько своевременно и правильно оператор сможет сформулировать для себя эти приоритеты и адаптировать к ним свою бизнес-модель во многом зависят те конкурентные преимущества и выигрыш во времени, которые он получит. Поэтому, если до недавнего времени во главу угла ставился вопрос «ЧТО?» (будем внедрять), то теперь все актуальнее становится вопрос «ДЛЯ ЧЕГО?» (это нужно сделать). 

Есть еще один важный момент, влияющий на успех внедрения и напрямую связанный с расстановкой приоритетов: «сценарий» OSS проекта, т.е. та бизнес-логика, на основе которой определяется последовательность внедрения ключевых приложений и, как следствие, объем инвестиций и ожидания отдачи от них. Ведь линейка OSS приложений достаточно широка. Всего на мировом рынке представлены более десятка категорий OSS-решений почти 400 производителей. В нее входят следующие категории решений:

·  управление сбоями и событиями;

·  управление конфигурациями и настройка ресурсов;

·  сбор статистической и биллинговой информации;

·  управление производительностью;

·  инвентаризация услуг и ресурсов;

·  контроль безопасности;

·  управление качеством услуг и уровнем обслуживания клиентов.

Отметим, что надвигающаяся эра 3G-технологий предъявляет к OSS новые требования, которые только сейчас начинают приобретать ясные очертания и реализовываться в решениях поставщиков таких систем. Информационная инфраструктура и управляющие ею системы OSS, которые предоставляют оператору возможность создавать, внедрять, управлять, поддерживать, учитывать новые сервисы, постепенно становятся тем критичным для бизнеса фактором, который в условиях резкого увеличения числа пользователей и объема предоставляемых услуг будет определять успешность или неуспешность бизнеса оператора.

Сегодняшние OSS, в первую очередь, управляют сетью, OSS нового поколения должны обеспечивать функционирование сервисов и, тем самым, обслуживание абонентов, а также должны уметь аккумулировать информацию о пользователях, классифицировать ее, интеллектуально обрабатывать и использовать. Именно в этом направлении и развивают свои системы основные игроки этого рынка.

На российском рынке присутствуют не все производители, но, тем не менее, силами российских системных интеграторов на рынке представлен широкий спектр подобных систем – это и многофункциональные решения, и специализированные системы, решающие отдельные задачи. Выбрать единое решение или использовать отдельные, способные интегрироваться компоненты, оптимально решающие стоящие задачи, достаточно сложно.

Согласно исследованиям 2005 года компании Heavy Reading, ни один из производителей OSS не рассматривается как единоличный лидер на рынке систем управления - таких компаний несколько. При этом в различных секторах этого рынка лидерами являются различные решения, иногда предлагаемые совсем небольшими компаниями. Если говорить о решениях с широкой функциональностью, то на сегодняшний день наибольшей популярностью в мире пользуются OSS-решения компаний Micromuse (недавно была приобретена IBM), и в несколько меньшей степени - Agilent Technologies, Metasolv Software, Hewlett Packard, IBM (Tivoli) и Amdocs. Большинство этих решений - зонтичные, но используются для решения различных наборов функциональных задач. Каждое решение обладает своими конкурентными преимуществами, которые позволяют заказчикам учитывать их при выборе. Но, если же все эти параметры (цена, производительность, надежность, поддержка и сервис, известность бренда и т.п.) учитывать вместе, то оптимальным является решение компании Micromuse, тем более, что в скором времени пользователи этой системы будут поддерживаться сервисной службой IBM.

Компания Micromuse имеет очень хорошее реноме среди операторов связи, как мобильных, так и традиционных. Предлагая спектр продуктов с широким функционалом, Micromuse считается лидером и в более узких секторах – в управлении событиями (Fault Management), управлении сервисами (Service Management) и управлении сетевыми элементами различных производителей (Multivendor Element Management System).

Отметим, что если говорить о лидерах в отдельных категориях (очень часто оператор уже имеет установленную систему и ему надо решить какую-либо частную задачу), то следует упомянуть, несколько узконаправленных решений, представленных на российском рынке. Это, в частности, компания Packet Design, решение которой Route Explorer является беспрекословным лидером в категории решений по управлению маршрутной информацией.  Одним из пионеров в создании систем контроля качества сервиса и мониторинга производительности и лидером этого рынка является компания InfoVista. Ее решение является на сегодняшний день наилучшим и позволяет строить всеобъемлющие системы контроля уровня сервиса.

Внедрение OSS-систем должно осуществляться с четко определенными приоритетами, при которых ключевым фактором являются услуги и требования к ним, а не технологии. Организуя процесс предоставления услуг, оператор должен учитывать взаимосвязь внешней и внутренней деятельности, вопросы качества предоставления услуг с целью достижения конкурентоспособности и увеличения доходов.

Если компании требуется сложное, многокомпонентное решение, то мы  рекомендуем разбить его внедрение на ряд этапов, при этом можно отдельно внедрять её различные технологические компоненты (например, систему управления сбоями, систему контроля производительности, систему инвентаризации и т.д.). Можно при этом разделить внедрение каждой компоненты на несколько фаз и постепенно наращивать функциональность  или осуществлять управление отдельными региональными фрагментами. В этом случае можно начать работать с системой практически сразу, испытывая новые функции и возможности в своей ежедневной работе.

Для успеха внедрения OSS или их компонент необходимо четко определить специализированные потребности, которые существуют у оператора, причем постараться сделать это как можно более подробно. Очень важно, чтобы специалисты исполнителя и заказчика на этом этапе работали в единой проектной команде, тесно взаимодействуя друг с другом. На этом этапе очень полезно инициировать пилотные проекты, что позволяет моделировать системы любой сложности и ещё на этапе проектирования прогнозировать и устранять возможные проблемы, как в совместимости оборудования, так и с точки зрения применения для бизнеса. Более того, возможность предварительного конфигурирования позволяет улучшить параметры технического решения в соответствии с индивидуальными требованиями клиентов и в ряде случаев оптимизировать бюджет проекта.

После этого можно разрабатывать архитектуру решения и определять конкретные продукты для оптимального решения поставленных задач. При этом важно понимать, что чем полнее и точнее будут сформулированы требования и пожелания к будущей системе (а это зависит от качества работы  на предыдущем этапе), тем качественней и тщательней будут подобраны информационные продукты для решения задач. Одним из важнейших этапов внедрения OSS-системы является этап опытной эксплуатации, перед которым проходит обучение пользователей принципам и основным функциям работы. В процессе внедрения пользователи, которые ещё незнакомы со всеми возможностями системы, постепенно начинают использовать предоставляемые им средства управления.

Очень важно, чтобы реализация OSS проекта проходила с соблюдением ключевых положений проектного менеджмента, и ему, во-первых, предшествовал квалифицированно выполненный аудит бизнес-процессов, и, во-вторых, по окончании проекта осуществлялся  контроль эффективности оказания услуг на основе соглашений о качестве обслуживания (Service Level Agreement — SLA). Особенно это касается крупных операторских холдингов, работающих в разных регионах России, и заинтересованных в обеспечении единого уровня сервиса во всех своих филиалах. Как правило, операторы обладают сильными ИТ-подразделениями, однако при решении глобальных задач активно привлекают системных интеграторов, обладающих более глубокими знаниями и экспертизой в той или иной предметной области. Реализация OSS-проектов – как раз такой случай. Вместе с тем, вполне закономерно, что, приняв решение о необходимости OSS-преобразований, компания захочет максимально снизить возможные риски на всех этапах жизненного цикла этого серьезного проекта. Поэтому от системных интеграторов требуют глубокого понимания специфики создания OSS систем, а также  умения своевременно прогнозировать и реагировать на внешние и внутренние изменения, неизменно сопутствующие таким проектам. По сути дела, выбирая себе в партнеры ту или иную компанию – интегратора, оператор связи формирует новую модель взаимодействия бизнеса и ИТ-службы.

Сергей Головин, заместитель генерального директора компании "Энвижн Груп" по маркетингу