Распечатать

NVision Group: "Окопы" не для нас

CNews. 13.03.2012. Рестайлинг известного бренда вызывает, как правило, множество вопросов, связанных с причинами, побудившими компанию на такой шаг. Недавно на него решился один из крупнейших российских интеграторов – "Энвижн Груп" (NVision Group). Это событие дало CNews повод для разговора с генеральным директором Алексеем Тарасенко не только о рестайлинге, но и о перспективах рынка и достаточно смелом стратегическом выборе, который сделала "Энвижн Груп".

15 марта 2012

Рестайлинг известного бренда вызывает, как правило, множество вопросов, связанных с причинами, побудившими компанию на такой шаг. Недавно на него решился один из крупнейших российских интеграторов – "Энвижн Груп" (NVision Group). Это событие дало CNews повод для разговора с генеральным директором Алексеем Тарасенко не только о рестайлинге, но и о перспективах рынка и достаточно смелом стратегическом выборе, который сделала "Энвижн Груп".

CNews: На российском ИТ-рынке известны примеры успешного рестайлинга, и все же это несколько непривычный шаг.

Алексей Тарасенко: Именно поэтому я предлагаю начать не с рестайлинга, а с описания рынка, на котором мы работаем. Основная особенность российского рынка системной интеграции в том, что совокупная доля игроков, входящих в ТОП - 5, сегодня не так уж велика. На долю каждого из них приходится, по оценкам аналитиков, всего от 3 до 6% общего объема. Достаточно очевидно, что в результате процессов консолидации ситуация на нем станет другой, похожей на ту, которую мы уже наблюдаем на рынке связи, где есть 4 крупных федеральных оператора и ряд нишевых.

Отечественные системные интеграторы уже сегодня должны выбирать. С одной стороны, они могут сфокусироваться на какой-либо технологии или продукте. Образно говоря, это означает засесть в окопе и контролировать какое-то узкое направление в надежде, что кто-нибудь увидит и купит результат их труда. Второй вариант – развиваться широким фронтом, завоевывать долю рынка.

CNews: "Энвижн Груп" является лидером рынка по масштабу и количеству инновационных решений, внедренных на российском телекоммуникационном рынке. Juniper, Infinera, Arcsight, Arbor, Crestron… Этот список можно продолжать еще долго. В каких технологиях, связанных с вендорами, вы видите наибольший потенциал для своего дальнейшего развития, свое основное конкурентное преимущество?

Алексей Тарасенко: Мы прекрасно видим, что рынок меняется у нас на глазах и понимаем, почему это происходит. Задачи, которые ставились перед интеграторами, раньше были достаточно простыми и довольно часто не выходили за рамки поставки нужного заказчикам оборудования. В стране завершается этап первоначальной автоматизации и модернизации, в ходе которого изношенные основные средства заменялись разнообразными техническими решениями от различных вендоров-производителей. Сегодня клиенты требуют сложных, инновационных решений, растет спрос на комплексные инфраструктурные проекты с большой интеллектуальной составляющей.

"Энвижн Груп" - российская компания, давно работающая на рынке. Уровень нашего развития сегодня уже нельзя описать только как "детальное знание потребностей клиентов и особенностей решений конкретных вендоров". Мы берем технологии, базирующиеся на них решения и добавляем к ним свой интеллект, формируем интеллектуальную собственность. Фактически - занимаемся R&D, разрабатываем собственные продукты, генерируем и вкладываем в них новые идеи, создаем то, что в глазах конечных пользователей и является главным достоинством, основной выгодой, приобретаемой в результате внедрения.

Я считаю, что на российском рынке системной интеграции скоро останется ограниченное число компаний, причем, не все они будут отечественными. Произойдет это потому, что идущий уже сейчас процесс консолидации усилится в связи со вступлением России в ВТО. Шаблонные действия, ориентация на прошлые достижения в сегодняшнем мире коммерчески нецелесообразны. "Окопы" не только не дадут возможности развиваться, но и в конечном итоге приведут любую, даже очень большую компанию, к неизбежной стагнации.

Поэтому точный и правильный ответ на вопрос очень прост: свои перспективы мы связываем с нашей компетентной командой "Энвижн". Мы помогаем клиентам оптимальным образом объединить разнородные решения в единую систему, найти ответ на вопрос о том, как повысить эффективность их использования и как развивать инфраструктуру дальше. Стратегическая задача - довести долю услуг в объеме продаж до 50% в ближайшее время, стратегическая цель - стать крупнейшим российским игроком на нашем рынке не только в РФ, но и в Восточной Европе.

CNews: Причем хотите вы все это сделать, как я понимаю, достаточно быстро - стрижи рядом с логотипом появились не случайно. А как? За счет чего конкретно?

Алексей Тарасенко: Одна из основ нашего роста - региональная экспансия. "Энвижн Груп" уже сейчас присутствует во всех федеральных округах, причем речь идет не о представительских офисах, а о полноценных филиалах, где есть весь набор услуг и работают все категории сотрудников, - от продавцов до инженеров.

Центром принятия решений в России считается Москва, но основная деятельность все равно происходит в регионах. Поэтому мы считаем, что должны сегодня наращивать ресурсную и экспертную базу на местах. Одной из наших стратегических целей является полноценное присутствие во всех крупных промышленных центрах России, а также странах СНГ, и у нас уже есть серьезные успехи в этом направлении.

Стоит сказать, что в отличие от многих федеральных интеграторов, в наших региональных филиалах работают команды квалифицированных инженеров. Например, представительства "Энвижн" в Краснодаре, Сибири и на Урале самостоятельно, без привлечения специалистов из Москвы, выполняют сложнейшие проекты.

Для федеральных и региональных клиентов мы постоянно углубляем и расширяем спектр предложений, включающий интеллектуальную интеграцию, аудит, консалтинг, разработку оригинальных решений, проектирование, техническую поддержку, аутсорсинг. В частности, наш филиал в Нижнем Новгороде "Энвижн-Волга", создав мощный вычислительный кластер для "Саровского инженерного центра", фактически открыл новое направление деятельности для компании – разработку и построение суперкомпьютеров. Представительство в Новосибирске "Энвижн-Сибирь" построило самый крупный в Сибирском федеральном округе дата-центр для "Ростелеком-Сибирь".

Аналогичные примеры можно привести по другим региональным подразделениям. Успехи наших филиалов в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске заметили не только мы, но и эксперты, составлявшие рейтинги региональных ИТ-компаний по итогам 2011 г. У нас есть стратегическая цель по увеличению объема продаж и доли рынка, а регионы формируют сегодня значительную часть оборота компании.

CNews: Таким образом, летящие стрижи, дополнившие логотип "Энвижн Груп", – это регионы?

Алексей Тарасенко: Для меня стрижи - это, скорее, наши созданные дивизионы. Хотя, по большому счету, я согласен: общая философия новой организационной структуры единая, такая же, что лежит, в частности, и в основе региональной политики "Энвижн Груп".

Мы поставили цель увеличить объем продаж и долю рынка. При помощи рестайлинга мы также хотим закрепить восприятие "Энвижн" как многопрофильного интеллектуального интегратора полного цикла, компании первого выбора на рынке системной интеграции. Компании, стремительно развивающейся, расширяющей список технологий и предлагаемых сервисов, работающей с крупнейшими активно растущими компаниями страны, такими как: "Ростелеком", "Вымпелком", "Лукойл", "Газпромбанк", ВТБ, РЖД, X5 Retail Group, ФСК ЕЭС, группа "ИСТ-ЛАЙН" и многими другими.

CNews: Почему вы ограничились лишь рестайлингом?

Алексей Тарасенко: Наш логотип был всегда достаточно удачным с точки зрения ассоциативной цепочки: "vision – взгляд - глаз", что вполне соответствует тому стратегическому видению, о котором мы кратко поговорили.

Поэтому мы изменили только его цвет - вместо серо-синего сделали ярко-синий. Второстепенные элементы и цветовой фон выполнены теперь в оранжево-желтых оттенках. В результате логотип стал ярче, современнее - он олицетворяет ту динамику, с которой мы сейчас действительно работаем.

CNews: Но зачем рестайлинг стал нужен именно сейчас? Ведь "Энвижн" и без того находится в начале списков крупнейших и быстроразвивающихся компаний, составленных всевозможными аналитическими агентствами… И что, собственно, позволит быстро развиваться дальше - так, как вы хотите?

Алексей Тарасенко: Сегодня "Энвижн Груп" хочет быть не только самой крупной компанией на рынке системной интеграции, но и самой быстрой, для чего у нас есть все основания. Фундаментальный принцип нашего стратегического подхода - стать ближе к нашим заказчикам, стать еще более клиентоориентированными, гибкими и динамичными, опережающими спрос и предугадывающими потребности наших клиентов.

Нужно быть более яркими и смелыми, если мы хотим быть лидерами и задавать своими действиями общий тон на рынке, формировать тенденции в сфере технологических решений. Ведь лидер заметен по определению, так что есть некое вполне логичное соответствие нашего нового фирменного стиля и наших стратегических целей.

Рестайлинг отражает стремительность нашего развития, движения вперед, что, соответственно дает возможность нашим клиентам развиваться быстрее и эффективнее конкурентов за счет применения самых передовых информационных технологий. Поэтому, самое, пожалуй, бросающееся в глаза, что добавилось к нашему прежнему логотипу в процессе рестайлинга, это стайка стрижей, самых быстрых птиц на Земле. Мы ввели этот живой образ, что, может быть, пока и необычно для крупной ИТ-компании, особенно для отечественной. Зато "Энвижн" моментально выделилась в этом плане из общего ряда. Ведь раньше никто из крупных российских интеграторов не использовал подобные идеи и образы в качестве символов, несущих достаточно глубокую смысловую нагрузку.

Основой же для дальнейшего динамичного развития "Энвижн Груп" – в соответствии, кстати, и с нашим новым дескриптором "Динамичный интегратор" - послужит, в том числе, гибкая дивизиональная оргструктура, построенная по отраслевому принципу. До реформы структура компании состояла из трех классических блоков – коммерческого, универсального технологического (включая пресейл) и руководителей проектов. Сегодня, в процессе реорганизации, мы выделили в качестве самостоятельных бизнес-единиц дивизионы, специализирующиеся по основным отраслевым и продуктовым сегментам: например, дивизион по работе с корпоративными клиентами, государственными организациями, операторами связи, по работе с "Ростелекомом", а также дивизион профессиональных сервисов и аутсорсинга.

CNews: Почему такая структура более гибкая?

Алексей Тарасенко: Вышеописанная дивизиональная оргструктура - это база, с которой мы стартуем. Дальнейший рост будет поддерживаться через усиление уже существующих и появление новых дивизионов, создаваемых под ключевые направления, чем мы уже успешно занимаемся. В частности, сфокусированность на решениях одного сегмента даст нам дополнительные возможности для того, чтобы предложить те продукты и решения, которые требуются клиентам этого сегмента в первую очередь, а также сформировать эффективную команду продавцов, пресейл-инженеров, технических экспертов и руководителей проектов, которые помогут получить требующийся заказчику результат, обеспечат максимально конструктивную и комфортабельную работу.

Для сотрудников "Энвижн" это также дает большие перспективы развития и новые карьерные возможности.

Такое деление уже сейчас помогает нашей компании стать более "клиенточувствительной", значительно глубже понимать и развивать отраслевые экспертизы в телекоме, энергетике, финансовом секторе и других отраслях российской экономики, структурировать это понимание до уровня индивидуальных потребностей каждого нашего отраслевого заказчика.

CNews: Получается, что рестайлинг - тоже элемент новой стратегии "Энвижн Груп", в образной форме рассказывающий о ней вашим клиентам? В какой-то степени он отражает и цель, и средства которыми вы хотите ее достичь?

Алексей Тарасенко: Да, но рассказать о ней мы хотим не только клиентам. Фактически, мы сейчас создаем новую компанию: корректируем систему мотивации, создаем структуру управления, которая де-факто является матрицей, причем сложной, многомерной. Но структуру настолько перспективную, что лично я уверен в том, что если мы четко выстроим все взаимосвязи, создадим правила игры и будем им следовать, то успех, что называется, неминуем.

Обо всем этом нам нужно рассказать не только клиентам, но и почти 1350 сотрудникам, которые сегодня стали ориентированы как на общий результат всей компании, так и на свой собственный. Теперь можно персонально увидеть вклад каждого: мотивировать, поощрять или наоборот – одним словом, оценивать по заслугам. В то же время, система управления нашей большой компанией должна быть очень динамичной, четкой, состоять из минимального количества деталей, обеспечивать максимальную надежность и эффективность.

CNews: Что подсказывает ваш личный опыт, когда изменения такого объема приносят свой результат?

Алексей Тарасенко: Изначально я пришел в "Энвижн Груп" финансовым директором. Хотя, может быть, я и не совсем классический финансист. До того я 6 лет подряд занимался построением системы управления инвестициями, правильной постановкой бизнес-процессов по инвестпланированию и реализации в чем-то очень похожих инновационных проектов в "Ростелекоме" и МТС. Поэтому решение задач с горизонтом планирования от 3 до 7 лет мне очень близко, а структуририрование системы управления в соответствии со стратегией, получение результатов от него – это, по большому счету, и есть главная, самая интересная для меня лично деятельность.

Дивизиональная оргструктура - это лишь частный случай, один из срезов матричной структуры, которая тоже упоминалась выше. Фактически, наша компания уже сегодня структурирована в соответствии с отраслевым, региональным и технологическими срезами, что позволяет нам реализовать на практике индивидуализированный подход, значительно улучшить "разрешающую способность" нашего стратегического видения.

Понятно, что мы работаем на отечественном рынке, где не все зависит только от нас. Но я считаю, что при прочих неизменных условиях реорганизованная компания должна выйти на новые рубежи в течение 2-3 лет, и это абсолютно точно.

CNews: На какой результат реорганизации, рестайлинга вы рассчитываете в конечном итоге?

Алексей Тарасенко: Про наши стратегические цели мы уже говорили, добавлю, что они вполне измеримы. Если же описывать их на образном языке, то лично для себя все то же самое подразделяю так: компания будет успешной, интеллектуальной и динамичной. Ведь мое дело обязывает ставить успех и все, что с ним напрямую связано, на первое место.

Обновленный бренд "Энвижн Груп" живет на рынке всего несколько месяцев, однако уже сейчас мы видим результаты - наши партнеры и клиенты говорят, что компания стала ярче и заметнее. В рестайлинге вижу еще один полезный инструмент, который позволяет правильно рассказать о происходящих в компании позитивных событиях нашим клиентам, сотрудникам и коллегам.

Оригинал статьи вы можете прочитать здесь