Распечатать

От «Электронной приемной» к Порталу государственных услуг г. Москвы

В журнале «Московские торги», официальном издании Мэра и Правительства Москвы, опубликовано интервью с заместителем генерального директора, директором по государственному сектору «Энвижн Груп» Евгением Ермаковым о последних достижениях компании и дальнейших планах по развитию информационных систем столицы «От «Электронной приемной» к Порталу государственных услуг г. Москвы

27 октября 2010

Недавнее одобрение на заседании Правительства России государственной программы «Информационное общество» стало одним из знаковых событий в отрасли. Программа преследует важнейшие цели по повышению качества жизни граждан и улучшению условий для развития бизнеса с помощью внедрения и развития различных информационных систем. Москва является лидером в области автоматизации предоставления государственных услуг в электронном виде. Подтверждением тому является информационная система «одного окна», которая работает в столице уже около трех лет. Фактически она стала прообразом создаваемому сейчас в масштабах страны «Электронному правительству». Следующим этапом в развитии системы стало открытие универсальных Центров обслуживания населения и создание Портала государственных услуг г. Москвы.

Всеми этими вопросами занимается компания «Энвижн Груп» — интеллектуальный интегратор, лидер в области разработки и внедрения сложных информационных систем. Мы беседуем с Заместителем генерального директора, Директором по государственному сектору «Энвижн Груп» Евгением Ермаковым о последних достижениях компании и дальнейших планах по развитию информационных систем столицы.

На каком уровне сегодня находится информатизация в Москве? Какие ИТ-решения в первую очередь необходимо внедрять в органах власти?

Сегодня, после удовлетворения потребностей государственных учреждений в компьютерах и сетевой инфраструктуре, встают вопросы интеграции государственных ведомств в единое информационное пространство, объединяющее все уровни федеральных и региональных органов власти. За счет обмена данными между ведомственными информационными системами будет возможно оказание государственных услуг в электронном виде. Примером может служить Среда электронного взаимодействия информационных систем и ресурсов Метасистемы «Электронная Москва», созданная при участии «Энвижн Груп», к которой подключены ключевые информационные системы столицы. Подобные системы будут строиться на основе решений для защищенного электронного документооборота, катастрофоустойчивых центров обработки данных, развитой сетевой инфраструктуры и портальных решений, обеспечивающих интерфейс работы ведомства с гражданами.

Компания «Энвижн Груп» является признанным лидером на отечественном рынке IT-услуг в области разработки и внедрения сложных информационных систем. Какими успехами, событиями был отмечен для вас 2010 год в рамках работы по программе «Электронная Москва»?

Наиболее значимым событием в рамках реализации программы «Электронная Москва» стала разработка и запуск в промышленную эксплуатацию Портала государственных услуг города Москвы (http://mos.gosuslugi.ru), который создан по аналогии с Единым Порталом государственных услуг и является частью проекта по созданию «Электронного правительства» в нашей стране.

Стоит напомнить, что в феврале 2010 г. на заседании в городе Уфа Председатель Правительства РФ Владимир Путин дал поручения, в которых в том числе говорилось о необходимости создания региональных Порталов государственных услуг в срок до 15 августа 2010 г. Мы сдали Портал в Москве даже раньше намеченного срока — в конце декабря 2009 г. На Портале собрана информация обо всех государственных услугах, которые предоставляются органами исполнительной власти города Москвы. Пока портал работает в информационно-справочном режиме.Но уже ведутся работы по автоматизации ряда услуг, а до конца 2010 г. весь функционал информационной системы «Электронной приемной» будет перенесен на Портал государственных услуг города Москвы (МосПГУ).

Другим важным достижением, считаю открытие трех новых Центров обслуживания населения и организаций в режиме «одного окна» (ЦОНО) на базе управ районов «Тимирязевский» САО, «Академический» ЮЗАО, управ районов Силино и Старое Крюково ЗелАО. Для работы ЦОНО наша компания разработала типовое программно-техническое решение «Автоматизированная информационная система Центра оказания государственных услуг (АИС ЦГУ)», которая была тиражирована в открытые ЦОНО. До конца года планируется открыть еще два Центра на юго-востоке Москвы.

В рамках одного ЦОНО собраны услуги, предоставляемые восьмью городскими ведомствами, что значительно упрощает процессы обращения граждан по разным вопросам. Теперь универсально подготовленный специалист Центра сможет принять у гражданина заявления на получения различных документов, благодаря чему гражданину не нужно обращаться за каждым документом в определенное ведомство. Работы по подключению новых ведомств к Центрам и увеличению количества предоставляемых услуг продолжаются постоянно.

Сегодня система «одного окна» уже данность. Какое количество услуг удалось автоматизировать с помощью этой системы? Какие новые услуги были введены в 2010 г.? С каким сложностями пришлось столкнуться?

В нынешнем году наша компания осуществила автоматизацию 10 регламентов органов исполнительной власти города Москвы, ведет работы по подключению 11 новых услуг к ИС «Электронная приемная». В общей сложности в рамках «одного окна» автоматизировано 59 регламентов, 42 веб-сервиса. В рамках «Электронной приемной» на текущий момент функционирует 14 комплектов веб-сервисов.

Сегодня с ИС «Электронная приемная» работают следующие столичные ведомства: Городской Центр жилищных субсидий (ГУ ГЦЖС), Инженерные службы районов (ГУ ИС), префектуры АО и управы районов города Москвы, Центральный объединенный архив Департамента здравоохранения и Департамента образования города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, ГУП МосгорБТИ.

В планах на 2010 год подключение Департамента социальной защиты населения, Департамента имущества города Москвы, Департамента земельных ресурсов, УФМС по городу Москве.

Каковы результаты внедрения в практику «Электронной приемной»? Какие услуги оказываются в рамках этого проекта? Какие новые структуры и услуги были охвачены?

«Электронная приемная» стала фактически прообразом внедряемого сейчас «электронного правительства», с помощью которой москвичи могут получить некоторые документы в электронном виде, а также некоторые информационно-справочные услуги.

С помощью информационной системы «Электронная приемная» уже сегодня в режиме онлайн можно получить следующие документы: Единый жилищный документ; Единый платежный документ; Извещение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения, архивные справки префектур и управ, центральных объединенных архивов.

В режиме онлайн «Электронная приемная» позволяет осуществить предварительный расчет жилищной субсидии, учесть показания квартирных счетчиков.

В 2010 году ведутся работы по дальнейшему расширению возможностей сервисов, в том числе станет возможным в интерактивном режиме получить бланк запроса о доходах, сведения о которых требуются при оформлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информирование о факте получения, неполучения (или о размере) пособий, компенсаций и других социальных выплат и т. д

За время существования «Электронной приемной» поступило около 2 тыс. заявок на подготовку документов городскими организациями, запрошено более 6300 документов в электронном виде, сотрудниками МосгорБТИ оказано более 250 консультаций по представленным документам, а сотрудники городских организаций ответили на более чем 4 тыс. вопросов. Конечно, в масштабах города это пока совсем немного, но на это влияет слабая осведомленность людей о новом сервисе, а также необходимость получения документа в бумажном виде с синей печатью и подписью. Резкий рост обращений возможен при реальном переходе на электронные документы, над чем сейчас ведутся интенсивные работы.

На ваш взгляд, насколько продвинулся менталитет наших людей на пути создания информационного общества и пользования государственными услугами в электронном виде?

Государственные услуги в электронном виде будут востребованы в первую очередь у молодежи и деловых людей среднего возраста, которые ценят свое время. Государство должно постоянно обучать людей работе с электронными документами. Все привыкли, что на документе должна стоять печать и подпись. Опыт создания «Электронной приемной» в Москве показывает, что оценив удобства сервиса, граждане отказываются от традиционных хождений по кабинетам. Несмотря на то, что целенаправленно «Электронную приемную» никто не рекламирует, количество ее пользователей постоянно растет. Уверен, что Портал государственных услуг г. Москвы будет пользоваться еще большой популярностью.

Оригинал статьи в формате PDF (276 Кбайт)