Распечатать

Открытые системы

Инновации высокого разрешения, интервью с Андреасом Винолдом, директором по продажам в регионе EMEA компании LifeSize Communications

22 июля 2009

Инновации высокого разрешения
Нынешний кризис положительным образом сказался на рынке систем видеоконференц-связи (ВКС), в которых многие компании увидели один из способов снижения операционных затрат. Повышение спроса на ВКС-системы наблюдается на фоне их перевода в формат HD. Современное состояние рынка ВКС, потребность заказчиков в ВКС-системах высокой четкости и особенности их использования стали предметом интервью, которое Павлу Иванову, научному редактору журнала "Сети", дал Андреас Винолд, директор по продажам в регионе EMEA компании LifeSize Communications –- пионера мирового рынка HD-систем видеоконференц-связи. «Энвижн Груп» является единственным авторизированным партнером компании LifeSize среди российских системных интеграторов.
 
 
Почему с самого начала своего существования компания LifeSize сделала ставку на системы видеоконференц-связи высокой четкости, которые тогда еще не были столь популярны, как сейчас?

Причина подобной ориентации LifeSize связана с биографией ее основателя Крейга Мэллоя.
Когда-то г-н Мэллой работал в компании VTEL, выпускавшей крупногабаритные системы ВКС. В один прекрасный день он обратился к руководству VTEL с предложением остановить производство громоздких и неудобных в эксплуатации устройств и обратить в свою пользу технологические достижения в области элементной базы и алгоритмов обработки видеосигналов. Появившиеся к тому времени чипсеты позволяли создавать более компактные и недорогие системы. Но VTEL не проявила заинтересованности в радикальном обновлении отлаженного бизнеса, в результате чего г-н Мэллой решил уйти из VTEL и основать собственную компанию, получившую название ViaVideo.

Эта фирма первой разработала кодек следующего поколения. Основная задача состояла в снижении стоимости ВКС-систем до уровня ниже 10 тыс. долл., что сделало бы их доступными широкому кругу пользователей. Специалисты ViaVideo создали компактную приставку с интегрированной камерой, после чего встал вопрос о продвижении данного решения на рынок. Мэллой обратился в Polycom, которая к тому времени выпускала только аудиосистемы. В итоге было достигнуто соглашение о покупке, и в ассортименте продукции Polycom появилась ViewStation. Без преувеличения можно сказать, что именно Мэллой вывел Polycom на рынок систем ВКС, которая, благодаря приобретению ViaVideo, уже через 18 месяцев стала его лидером: ведь появление ViewStation совершило настоящий переворот в этом сегменте, ознаменовав переход от крупных систем стоимостью около 50 тыс. долл. к компактным решениям, предлагаемым менее чем за 10 тыс. долл.

Мэллой оставался в Polycom до конца 2002 г., когда стало очевидно, что надо двигаться дальше, к системам следующего поколения, поддерживающим более высокое разрешение при передаче видео. Назревавшему технологическому обновлению способствовали значительное расширение полосы пропускания каналов связи, улучшение качества дисплеев, повышение мощности процессоров. Чтобы реализовать свои идеи, Мэллою пришлось покинуть Polycom и учредить компанию LifeSize, принципиально отличающуюся от других производителей ВКС-систем.

Это была рискованная затея, ведь одновременно с ростом качества видеоконференц-связи Мэллой задался целью радикально снизить стоимость решений. К тому же наши основные конкуренты в своих решениях используют компоненты сторонних производителей - будь то камера, микрофон или что-то еще. Основатель LifeSize избрал иной путь: он предложил разрабатывать все компоненты выпускаемых систем своими силами. Главный довод в пользу такого решения – возможность «выжать» максимум из современных технологий и при этом снижать стоимость. Так, мы реализовали предварительную обработку изображений в самой камере, что улучшает качество видеосигнала. Кроме того, использование собственных компонентов позволяет добиться их более эффективной интеграции, поскольку уменьшается число соединительных кабелей и линий электропитания. Наконец, еще одно преимущество – гибкость и оперативность реагирования на запросы клиентов. Для устранения какой-либо проблемы, например, с той же камерой, нам не надо звонить в Sony и ждать от них помощи: инженеры LifeSize справятся своими силами.
 
При использовании всех компонентов от одного производителя пользователи обычно попадают в жесткую зависимость от его решений. Не опасаются ли этого ваши заказчики?

Можете мне поверить, LifeSize обеспечивает едва ли не лучший на рынке ВКС уровень взаимодействия с продуктами других компаний. Причина лежит на поверхности: среди наших клиентов трудно найти организации, в которых не применялось бы оборудование различных поставщиков – Polycom, Sony и т. д., поэтому мы обязаны обеспечить возможность его использования вместе с нашими решениями. В противном случае бизнес LifeSize был бы обречен.
 
Я хотел бы вернуться к ВКС-системам высокой четкости. Вы сказали, что замысел, ради которого создавалась компания LifeSize, казался весьма рискованным. Насколько большим был спрос на HD-системы в 2003 г.?

Очень большим. В начале нынешнего десятилетия уже все говорили о видео высокой четкости, о телевещании в формате HD, о поддерживающих его телевизорах и т.п. Поэтому с маркетинговой точки зрения нам было довольно просто перенести ту же идею в область видеоконференц-связи.

Куда важнее, что LifeSize сумела достичь наивысшей в отрасли степени сжатия видеосигнала. Это принципиальный момент: при наличии каналов с очень высокой пропускной способностью работа с HD-системами не представляет проблем. Они возникают, когда полоса пропускания недостаточна: тут-то и вступают в игру алгоритмы сжатия видеосигнала. Наши решения в сочетании с вычислительной мощностью современных процессоров позволяют поднять качество видеосигнала в 4-5 раз относительно ВКС-систем предыдущего поколения, причем практически в любой из современных сетей. Продукты LifeSize поддерживают множество разрешений экрана, поэтому каждый заказчик может выбрать наилучшее качество видеоконференц-связи из тех вариантов, которые допускает сетевая инфраструктура. Это особенно важно для России: клиенты должны получать максимально возможное качество при имеющейся пропускной способности каналов связи.

Кстати, в пору основания LifeSize многие наши конкуренты не проявляли никакого интереса к HD-решениям, утверждая, что последние могут иметь лишь нишевое применение (например, в медицине). Но прошло полгода, и все в один голос заговорили о перспективности HD-систем и анонсировали их скорый вывод на рынок. Конечно, лидеры по объективным причинам менее восприимчивы к инновациям. Им гораздо труднее в одночасье, ради систем следующего поколения отказаться от выпускаемой продукции, которая на протяжении нескольких лет приносила стабильный доход. Поэтому, для того чтобы внедрять новые технологии, компания должна сделать ставку на инновации с самого начала.

Правильность выбранной нами стратегии подтвердило время. Курс на инновации и одновременно максимальную доступность выпускаемых решений характерен для всей деятельности компании, которая ежегодно делает крупные продуктовые анонсы. Четыре года назад мы выпустили первую ВКС-систему с поддержкой видео высокой четкости, спустя год ее стоимость снизилась вдвое, в 2007 г. появилось семейство Express, а в прошлом году мы первыми в индустрии объявили о выходе ВКС-решения с поддержкой Full HD.
Сегодня ни одна серьезная профессиональная организация не может себе позволить покупать оборудование, не поддерживающее HD. Как показывают последние опросы, выбор в его пользу делают 96% предприятий. Взгляните на наших конкурентов – все они предлагают ВКС-решения высокой четкости.

Заметьте, что спрос на такую продукцию связан не с увеличенным числом пикселов на экране, а с психологией людей. Каждый из нас предпочел бы использовать ВКС-систему, которая позволяет вести беседу с наибольшим комфортом, т.е. в режиме, имитирующем реальное общение. Именно эту задачу решают системы высокой четкости.
 
 
Говоря о максимальном сжатии видеосигнала, вы имеете в виду кодеки H.264?

Как я уже говорил, наши разработки полностью соответствуют индустриальным стандартам, в том числе спецификации H.264. Однако мы реализовали высокое сжатие видеосигнала на аппаратном уровне, используя специальные микросхемы вместо процессоров общего назначения. Недавно компания приступила к разработкам собственных специализированных микросхем (ASIC). Сегодня LifeSize – единственный производитель систем ВКС на базе специализированных микросхем.
 
Недавно ваша компания анонсировала систему Express 200. Цены на нее начинаются с 6 тыс. долл., что намного ниже стоимости решений 4-5-летней давности. Означает ли это, что даже организации с крайне ограниченным бюджетом теперь могут себе позволить использовать видеоконференц-связь?

Именно эту цель мы и ставили перед собой. Если вы проанализируете современный рынок ВКС-систем, то заметите чрезвычайную маркетинговую активность Cisco Systems. В последнее время Cisco усиленно пропагандирует видеорешения, однако она выпускает продукты верхнего ценового диапазона, а мы работаем в другом сегменте.

В развитых странах нашими новыми клиентами нередко оказываются представители сегмента SMB, которые прежде вообще не задумывались об использовании ВКС-систем в силу их дороговизны. Сегодня они располагают выходом в Internet по дешевым каналам связи с безлимитными тарифами и одновременно получили возможность приобрести HD-решение видеоконференц-связи по крайне привлекательной цене. С другой стороны, все большее число крупных предприятий из разных стран подписывают с нами долгосрочные контракты, выбирая решения LifeSize в качестве корпоративного стандарта.

Эти две категории заказчиков применяют ВКС-системы по-разному. Скажем, в LifeSize работают около 300 человек, и наша компания является типичным представителем сегмента SMB. Мы активно используем системы видеоконференц-связи для общения между сотрудниками, работающими дома, что позволяет не тратить средства на аренду офисных помещений. В крупных организациях ВКС-системами оборудованы практически все переговорные комнаты. Если таких комнат десятки, то не так уж много организаций смогут установить в каждую их них ВКС-систему за 20-50 тыс. долл. А вот решение стоимостью 6 тыс. долл. позволяет справиться с этой задачей.
 
Но, сделав ставку на Express 200, я наверняка проиграю в качестве видеосигнала, в функциональных возможностях...

Вовсе нет. Приобретая систему Telepresence от Cisco, вы одновременно покупаете мебель и множество аксессуаров, которые к ВКС не имеют непосредственного отношения. А сравнив видеопроцессоры, увидите, что наше решение лучше. Express 200 поддерживает передачу 60 кадров/с с HD-разрешением.

Основная задача Cisco – стимулировать обновление сетевой инфраструктуры на фоне бурного развития Internet и корпоративных сетей, появления новых приложений. Видео является здесь неплохим инструментом, а придуманный этой компанией термин Telepresence есть не более чем еще одно название видеоконференц-связи. Для передачи и воспроизведения видеосигнала высокой четкости оборудование Cisco Systems требует около 15 Мбит/с общей пропускной способности. Наши продукты обеспечивают похожее качество при полосе пропускания всего 768 Кбит/с. В первом случае требуются сети с поддержкой протокола MPLS и гарантированным QoS, выделенные каналы связи и ЮО Call Manager, во втором можно работать практически в любой из современных сетей общего пользования.

Как вы оцениваете перспективы бизнеса LifeSize в нашей стране?

С началом деятельности в России мы немного запоздали: соглашение об авторизованном партнерстве с компанией «Энвижн Груп», крупнейшим российским системным интегратором, который выполнил множество различных проектов, в том числе и в области ВКС, было подписано менее года назад. Стоит отметить, что с другими системными интеграторами мы не работаем. Сотрудничаем лишь еще с одной дистрибьюторской компанией. «Энвижн Груп» уже реализовала фактически первый проект на нашем оборудовании в России - оснастила переговорные комнаты в компании Thyssen Krupp Elevator, поставив кодек LifeSize Express и оборудование LifeSize Phone.

Одна из причин запоздалого выхода на российский рынок заключается в стремлении сначала работать на более «легких» рынках: североамериканском и западноевропейском. Кроме того, российские заказчики в массе своей не являются безоговорочными приверженцами инновационных технологий, они скрупулезно оценивают риски, с которыми сопряжено приобретение неапробированных решений, и выбирают конкретную систему только при наличии у поставщика прочной репутации на мировом рынке. Тем не менее, в России у нас уже заключено несколько крупных контрактов, в рамках которых запланирована поставка значительного числа оконечных устройств. При этом российские клиенты ожидают получить высокое качество по приемлемым ценам.

Я уже около 11 лет слежу за российским рынком, и он по-прежнему остается для меня загадкой. Здесь доминируют крупные контракты, очень многое зависит от личных отношений, и это, безусловно, очень интересный рынок. Ближайшая цель нашей компании – получить 10% сегмента ВКС-решений.
 

О компании LifeSize
Компания LifeSize производит оборудование для высококачествонной аудиоконференции и видеоконференции высокой четкости. Каждая система разработана для обеспечения наивысшего качества аудио и видео, приближающего конференцсвязь к реальному общению. Интерфейс управления системами разработан с учетом простоты использования.
Дополнительную информацию о компании LifeSize можно найти на web-сайте http://www.lifesize.com/