Распечатать

Открытые системы

Связь под контролем

27 июля 2009

В связи с масштабами сетевого хозяйства и разнообразием реализуемых услуг перед «КОМСТАР-ОТС» с особой остротой встает проблема поддержания бесперебойной работы сетевой инфраструктуры и безотказного предоставления услуг потребителям. Справиться с этой задачей без современного специализированного инструментария мониторинга невозможно. В «КОМСТАР-ОТС» идет проект по внедрению системы мониторинга сетей связи и сервисов на базе программного комплекса EMC Smarts, в последний год проект развивается не только в Москве, но и за ее пределами. Реализацию проекта совместно со специалистами «КОМСТАР-ОТС» осуществляет компания «Энвижн Груп».
Предпосылки и перспективы
EMC Ionix 8 июля 2009 года корпорация EMC (NYSE: EMC) официально анонсировала ребрендинг направления систем управления информационными ресурсами (бывш. Resource Management Software Group, RMSG), в которое входили продукты семейств EMC Smarts, Voyence, ADM, ControlCenter, SCM/CAM (exConfigureSoft), SCA, infraEnterprise и др., и объявила о выпуске EMC Ionix — новейшей системы управления, призванной ускорить миграцию от физических технологий к виртуальным средам и облачным инфраструктурам. В состав Ionix вошли решения недавно приобретенной EMC компании Configuresoft для выполнения нормативных требований и настройки серверов, а также новый программный комплекс для мониторинга и контроля физических и виртуальных инфраструктур.Необходимость приобретения промышленного коммерческого продукта для мониторинга в «КОМСТАР-ОТС» осознали в 2004 году, когда сеть компании начала активно расти и используемые до этого «самописные» решения перестали удовлетворять потребности развивающегося бизнеса. Помимо недостаточной функциональности, использование внутренних разработок было связано с риском потери знаний о том, как с такой системой работать и как ее развивать в случае, если из компании уйдут ее создатели. Все эти проблемы решало использование известного коммерческого продукта для централизованного мониторинга сетевой инфраструктуры, способного не только обеспечить потребности контроля существовавших на тот момент сетей и сервисов, но и, с учетом интенсивного развития «КОМСТАР-ОТС», легко адаптироваться к новым.
 
В результате тендера выбор пал на систему EMC Smarts. Несмотря на то, что в то время продукт только появился на российском рынке («КОМСТАР-ОТС» стала одним из первых клиентов EMC Smarts в России), теоретические риски работы с малознакомым решением значительно перекрывались очевидными преимуществами, которые обещала система EMC. Компания обладает уникальными разработками в области управления ИТ-инфраструктурой и сетями связи. EMC Smarts предлагает практически не имеющие аналогов средства корреляционного анализа, использование которых значительно повышает эффективность выявления корневых причин возникающих в сети проблем. Кроме того, в пользу решения EMC говорила поддержка широкого спектра сетевого оборудования. EMC Smarts, в частности, умеет работать с установленным в сетях «КОМСТАР-ОТС» оборудованием компании River Stone, не столь распространенным по сравнению, например, с устройствами Cisco или Alcatel. Как поясняет Виктор Перов, начальник отдела передачи данных ОАО «КОМСТАР-ОТС», использование для мониторинга этого оборудования программных продуктов других поставщиков потребовало бы дополнительных расходов на их доработку.
 
По словам Перова, возможности EMC Smarts позволили использовать продукт фактически из «коробки», с минимальными настройками на задачи компании.
 
Успешное развертывание решения для мониторинга сетей и сервисов в Москве и Санкт-Петербургском филиале повлияли на выбор EMC Smarts в ходе нового тендера, проведенного «КОМСТАР-ОТС» в 2008 году с целью определения технологической платформы единой системы управления неисправностями (fault management) для всей группы компаний. Решение о создании такой системы было утверждено на заседании научно-технического совета «КОМСТАР-ОТС». Планируется, что в ближайшие два года EMC Smarts станет корпоративным стандартом управления неисправностями, осуществляя все необходимые функции мониторинга сетей и сервисов во всех регионах присутствия «КОМСТАР-ОТС». Поставщиком решения выступает компания «Энвижн Груп», обладающая большим опытом в области разработки и внедрения систем управления и мониторинга.
 
Особенности сетевого мониторинга
Группа компаний «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы» (ОАО «КОМСТАР ОТС»)  является крупнейшим оператором интегрированных телекоммуникационных услуг в России и СНГ. В число сервисов, предоставляемых «КОМСТАРОТС», входят традиционная телефонная связь и широкополосный доступ в Internet, IP и кабельное телевидение, IPтелефония. В группу компаний входит Московская городская телефонная сеть (МГТС). «КОМСТАРОТС» работает с частными и корпоративными клиентами в Москве и крупнейших регионах России.Система EMC Smarts отслеживает состояние сетевого оборудования, проверяет его активность, анализирует показатели интерфейсов устройств. Информация об активности связей, работе протоколов маршрутизации, данные с датчиков оборудования о температуре, влажности и других показателях окружающей среды позволяют системе не просто выявлять сбой, но и определять его причину и анализировать его влияние на клиентские сервисы. EMC Smarts полностью автоматизирует все эти действия в реальном времени, предоставляя исчерпывающую информацию о причинах сетевых сбоев и их воздействии на рабочий процесс. Простейший пример — услуга доступа в Internet. В случае проблем система автоматически определит элемент сети, ответственный за сбой, и сообщит причину — выход из строя интерфейса оборудования, сбой в протоколе маршрутизации или что-либо другое, а при интеграции с другими компонентами системы поддержки операционной деятельности (Operation Support System, OSS) сообщит, каких клиентов это затронуло.
 
В настоящее время на базе EMC Smarts реализован мониторинг сетей передачи данных «КОМСТАР-ОТС» в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, а также мониторинг развернутой недавно сети междугородной и международной связи (МГ/МН). Мониторинг сетей и сервисов осуществляется из единого центра мониторинга, в задачи которого входит проверка работоспособности сервисов на сетях и отслеживание состояния каналов связи с региональными сетями. Центр мониторинга работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Система предоставляет операторам центра различные средства мониторинга, включая возможность фильтрации информации по степени важности и разнообразные настройки способов предупреждения о неисправностях, например по электронной почте, с помощью sms-сообщений, звуковых сигналов.
 
Полученные из системы исчерпывающие данные о проблеме и причинах ее возникновения передаются из центра мониторинга в центр эксплуатации, специалисты которого отвечают за разрешение проблемных ситуаций и устранение неисправностей. EMC Smarts позволяет более точно выбирать способы устранения возникающих проблем.
 
Как поясняет Перов, внедрение EMC Smarts позволило ускорить процесс выявления проблем и определения их причин и, как следствие, быстрее устранять неисправности. Однако очень трудно привести точную статистику, насколько в целом повысилась эффективность мониторинга сети по сравнению с использованием ранее существовавших в компании средств. Дело в том, что внедрение решения EMC совпало с началом активного роста сети «КОМСТАР-ОТС», и сравнение пришлось бы проводить на совершенно не сопоставимых по масштабу и сложности сетях — той, которая была в компании до появления системы EMC Smarts, и той, которая существует сейчас. В настоящее время осуществляется мониторинг сети, включающей в себя несколько тысяч сетевых элементов, каждый из которых имеет не одну сотню параметров, требующих отслеживания. И со временем эти цифры будут только расти.
 
Можно только представить себе, с какими сложностями столкнулась бы компания, если бы ей пришлось обеспечивать работоспособность столь сложной разветвленной сети собственными средствами. Не говоря уже о несоответствии функциональности и производительности такой системы задачам масштабной и постоянно растущей сети, возникла бы и серьезная проблема распознавания нового оборудования. Наличие такой функциональности было одним из ключевых условий при выборе продукта для мониторинга сетей «КОМСТАР-ОТС». EMC Smarts автоматически обнаруживает новое сетевое оборудование и заносит информацию о нем в свою базу данных, что значительно ускоряет и упрощает расширение сетевой инфраструктуры компании.
 
Мониторинг как залог качества
Виктор Перов, начальник отдела передачи данных ОАО «КОМСТАР ОТС» «Возможности EMC Smarts позволили использовать продукт фактически из «коробки», с минимальными настройками на задачи компании».В апреле нынешнего года в «КОМСТАР-ОТС» сообщили о планах развития системы мониторинга сетей связи и сервисов на базе EMC Smarts, которая в течение ближайших двух лет начнет работать во всех филиалах и дочерних компаниях, включая Московскую городскую телефонную сеть (МГТС) и «СТРИМ-ТВ». Приоритетными для внедрения станут макрорегиональные центры: Ростов — в Южном, Саратов — в Приволжском и Екатеринбург — в Уральском федеральных округах.
 
Как рассказывает Перов, согласно принятой в «КОМСТАР-ОТС» технической стратегии, единая система управления неисправностями на базе EMC Smarts является составной частью разработанной в компании архитектуры системы поддержки операционной деятельности (OSS), которая включает в себя двухуровневую иерархическую организационную модель мониторинга сетей и сервисов. На первом уровне находится глобальный центр мониторинга в Москве, который наблюдает за всей сетью в целом, включая московскую и региональные ее участки. Второй уровень составят создаваемые в настоящее время региональные центры мониторинга, которые будут следить за работоспособностью сервисов в своих регионах. При этом услуги, которые компании группы предоставляют на межрегиональном уровне, такие центры должны будут отслеживать в целом, а не только на своих участках. Таким образом, если клиент «КОМСТАР-ОТС» имеет точки присутствия, например, в Санкт-Петербурге, Тюмени и Ростове, каждый из соответствующих региональных центров будет иметь возможность осуществлять мониторинг сервиса, предоставляемого такому клиенту, на всех участках сети.
В настоящее время прорабатываются вопросы интеграции системы мониторинга EMC Smarts с другими компонентами OSS, в частности системой инвентаризации сетевых ресурсов, реализованной на базе решений компании NetCracker. Система мониторинга EMC имеет собственное встроенное решение по инвентаризации, которое дает полную информацию о том, какое оборудование используется в контролируемой сети. Однако глобальная система инвентаризации со временем станет центром консолидации всех компонентов архитектуры OSS, которая в ближайшей перспективе будет дополнена системой автоматического предоставления и активации услуг и системой управления производительностью. Эти решения сейчас находятся на стадии выбора, и на его результат, безусловно, повлияет тот факт, что в «КОМСТАР-ОТС» уже используется платформа EMC Smarts, которая должна взаимодействовать со всеми остальными компонентами OSS.
 
Еще одна перспектива использования EMC Smarts — это заложенные в системе возможности проактивного управления, обеспечивающие не только выявление и диагностику проблем, но и их предупреждение на основе накопленной статистики и данных о событиях в сетевой инфраструктуре.
 
Внедрение единой системы управления неисправностями на базе EMC Smarts в «КОМСТАР-ОТС» хорошо вписывается в глобальный проект компании под названием «КОМСТАР-Клиент-Качество». Проект призван максимально повысить уровень обслуживания клиентов и качество предоставляемых услуг. Наличие эффективного решения для мониторинга сетей связи и сервисов имеет первостепенное значение в достижении этих целей, позволяя быстро обнаруживать возникающие проблемы и оперативно их ликвидировать. Скорость разрешения проблемных ситуаций напрямую влияет на степень удовлетворенности клиентов, а если в будущем система позволит предупреждать проблемы, можно будет говорить о переходе на новый уровень предоставления услуг в «КОМСТАР-ОТС».
 
«Поскольку система мониторинга позволяет отслеживать работоспособность не только сетевого оборудования, но и оказываемых услуг, то ее внедрение представляется необходимым для операторов связи, поддерживающих высокое качество услуг, — объясняет Александр Елкин, начальник отдела систем управления OSS компании “Энвижн Груп”. — Для нашей компании разработка и внедрение подобных систем является важным направлением деятельности. Данный проект для нас знаковый, так как в ходе его отрабатывается развертывание системы EMC Smarts фактически в масштабах всей страны».
 
«Важной особенностью текущего проекта является возможность использовать внедряемое решение в качестве типового тиражируемого для всей территориально-распределенной структуры “КОМСТАР-ОТС”. Об этом свидетельствуют планы по дальнейшему развитию системы во всех филиалах и дочерних компаниях, — комментирует Георгий Джаноев, директор департамента по работе с телекоммуникационными компаниями ЕМС Россия. — В результате внедрения ОАО “Комстар ОТС” получит гибкую, масштабируемую и экономически эффективную автоматизированную систему, обеспечивающую сквозной мониторинг трафика и обнаружение неисправностей на всех уровнях сетевой инфраструктуры. Тем самым закладывается надежная технологическая база для обеспечения высокого качества предоставляемых клиентам услуг. Настоящий проект станет крупнейшим в своем роде на территории России».
«Повышение качества предоставляемых услуг — одна из приоритетных стратегических задач, стоящих перед группой компаний “КОМ- СТАР-ОТС” в ближайшие годы. Мы последовательно запускаем проекты, которые направлены на решение этой задачи, одной из самых сложных и важных для любого современного оператора связи, — отметил Александр Кириллов, вице-президент по технологиям ОАО “КОМСТАР-ОТС”. — Внедрение системы мониторинга на базе EMC Smarts оказывает серьезное влияние на качество предоставления услуги: фактически абоненты могут и не заметить сбоев в работе сетей и предоставлении сервисов».