Распечатать

Экономический кризис – драйвер для рынка аутсорсинга

Telecom Daily

4 июня 2015

5 июня 2015

Рынок телеком-аутсорсинга практически не затронут финансовым кризисом. Причиной тому стал тот факт, что аутсорсинг – это уже не только модно, но и необходимо. Так считает Максим Семенихин, директор департамента аутсорсинга и консалтинга «Энвижн Груп». В интервью TelecomDaily он рассказал об особенностях ведения этого бизнеса в России.

Дайте характеристику рынку российского аутсорсинга. Каков объем этого рынка и каковы его сегменты?

Рынок аутсорсинга традиционно делится на два направления: телеком- и ИТ-аутсорсинг. К первому относят обслуживание и эксплуатацию фиксированных сетей, включая сети широкополосного доступа (ШПД), транспортные и мобильные сети. ИТ-аутсорсинг связан с поддержкой и эксплуатацией ИТ-оборудования и инфраструктуры, начиная от низкого уровня – поддержки пользователей на местах, организации рабочих мест, и заканчивая высокоуровневыми сервисами – IaaS, SaaS, работой с бизнес-приложениями.

Объем российского рынка на текущий момент оценивается по-разному, называют цифры от 50 до 70 млрд рублей. Такая вариативность связана с тем, что нет однозначного определения, какие виды работ и услуг относятся именно к этому сегменту. Например, часто компании считают аутсорсингом вообще все услуги по поддержке вспомогательной инфраструктуры телеком-операторов, которые им не являются в строгом смысле этого слова. Точную оценку сложно дать еще и потому, что аутсорсинг – один из самых «скрытных» рыночных сегментов. Финансовые параметры сделок, как и имена заказчиков, часто не разглашаются.

По вашей оценке, как развивался рынок телеком - и ИТ-аутсорсинга в последние годы?

В 2011-2013 годах телеком- и ИТ-аутсорсинг росли более чем на 20% в год. Именно в этот период компании заключали самые крупные контракты на аутсорсинг сетей и ИТ-инфраструктуры, большинство из них – долгосрочные, на 3-5 лет. Кроме того, российский бизнес во многих отраслях вошел в зрелую фазу. Участники рынка сосредоточились на продаже услуг и маркетинге, а обслуживание инфраструктуры стали доверять сервисным компаниям. Особенно активны в этот период были представители госсектора, ритейл, банки, энергохолдинги и, конечно, телеком-операторы.

Кризис 2014 года затронул все сегменты ИТ-рынка, в том числе аутсорсинг. Стремясь урезать расходы, сейчас многие заказчики сокращают бюджеты на ИТ, переносят сроки проектов. Поэтому скорее всего рыночные показатели в этом году останутся на прежнем уровне. Но начиная с 2016 года можно ожидать медленного роста. Аутсорсинг – это уже не только модно, это необходимо. В текущей обстановке, когда ужесточение конкуренции заставляет компании изучать все способы повышения эффективности, аутсорсинг вызывает большой интерес как один из ключевых методов оптимизации затрат: передача на эксплуатацию всей вычислительной инфраструктуры может приносить до 20% экономии.

Назовите основных игроков на рынке?

В телеком-аутсорсинге количество игроков ограничено. Долгое время операторы доверяли свою инфраструктуру только иностранным производителям оборудования, таким как Nokia Networks, Ericsson, Huawei. Например, в 2010 году Nokia Networks заключила пятилетнее соглашение с ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). Оператор передал на обслуживание мобильную сеть в 16 регионах Центральной России. С 2012 года «ВымпелКом» также начал активно передавать эксплуатацию сетей на аутсорсинг всем трем компаниям-вендорам.

Что касается российских компаний, опыт проектов федерального уровня есть только у нескольких сервис-провайдеров. Самый крупный контракт заключил в 2013 году «Вымпелком», передав «Энвижн Груп» на обслуживание сеть ШПД и кабельного телевидения, а также подключение абонентов в шести регионах России. Мы стали первой российской компанией, которая встала наравне с западными игроками и доказала, что может обслуживать сети лучше, так как мы хорошо знаем местную специфику рынка и понимаем потребности российских компаний. Кроме того, в отличие от вендоров мы не зависим от оборудования определенного производства и можем предложить операторам разные решения. Из других подрядчиков можно упомянуть Maykor, которая обслуживает инфраструктуру связи «Ростелекома» в трех районах Приволжского федерального округа.

Также существует довольно много игроков более мелких, которые специализируются на отдельных регионах, как например, например, «Горсвязьсервис», «Технотел», «Связь Сервис», компании группы «Инфра инжиниринг» – в части обслуживания транспортных сетей. Некоторые аналитики также относят к аутсорсинговым проектам передачу отдельных элементов телеком-инфраструктуры – линий связи, домовой распределительной сети.
Что касается ИТ-аутсорсинга, игроков в этой сфере значительно больше, в том числе потому, что сегмент ИТ начал развиваться раньше телеком-аутсорсинга – с начала 2000-х годов, в то время как первые масштабные проекты по обслуживанию телеком-инфраструктуры появились лишь в 2009-2010 годах. Изначально сервис-провайдеры имели индустриальную привязку – ориентировались на определенную отрасль: госсектор, розничную торговлю, телеком. Но сейчас ИТ-компании переориентировались: успешный аутсорсинговый бизнес может вести лишь универсальный интегратор, и «Энвижн Груп» в их числе.

Какова конкурентная ситуация на рынке? Появляются ли новые игроки?

В текущий момент новые игроки не появляются, но в целом рынок аутсорсинга активно трансформируется: мелкие компании сворачивают или продают бизнес-подразделения, отвечающие за аутсорсинг, а крупные, в свою очередь, начинают увеличивать рыночные доли и активно развивать это направление. Стратегии M&A, например, придерживается Maykor, которая в последние два года скупила около десятка региональных сервисных компаний, занимающихся аутсорсингом ИТ в нефтегазовой сфере, банковском секторе, розничной торговле и других отраслях. Время маленьких аутсорсеров прошло, их вытесняют или поглощают крупные участники рынка.

Как выгоднее формировать портфель заказов – работать с несколькими крупными заказчиками, или с большим числом маленьких компаний?

Бизнес «Энвижн Груп» ориентирован в основном на крупных участников рынка, в меньшей степени – на представителей среднего сегмента. В портфеле заказов на аутсорсинг – 90% крупные компании или очень известные федеральные бренды, 10% - средние. Помимо «ВымпелКома» мы работаем с рядом других операторов, таких как ОАО МГТС и ОАО «Ростелеком», а также с корпорациями, у которых есть собственные телекоммуникационные сети.

Какие операторы передают сети на аутсорсинг? Есть ли «порог входа»? Можно ли говорить, что передают свои сети на управление только крупные операторы?

Основными заказчиками остаются телеком-операторы с федеральным присутствием. Но нельзя говорить о том, что сети передают на аутсорсинг только крупные игроки. Есть прецеденты и среди маленьких интернет- и сервис-провайдеров, которые пользуются подключением как внешней услугой. Так, например, на данный момент мы обсуждаем возможность передачи на эксплуатацию сети одного небольшого Интернет-провайдера Москвы на аутсорсинг в нашу компанию. Собственники этого провайдера устали заниматься рутинными вопросами и хотели бы максимально освободить себя от операционных задач, связанных с эксплуатацией сети и обслуживанием абонентов.

Представители каких отраслей сейчас наиболее заинтересованы в ИТ-аутсорсинге?

Я бы сказал, что в первую очередь это коммерческие структуры, а не компании с государственным участием. Прежде всего, это ритейл: универсальные торговые сети, специализированные торговые сети, как аптеки или сети, специализирующиеся на торговле электроникой. Во-вторых, это компании с разветвленной филиальной структурой, как например энергетические компании, страховщики, в меньшей степени – банковский сектор, то есть компании, которые требуют сложной географически разветвленной сети поддержки.

Что тормозит развитие рынка аутсорсинга, а что является драйвером его роста?

Тормозит рынок, во-первых, закрытость российского бизнеса. В развитых странах передача ИТ-функций сторонней компании – всегда решение, обязательное к рассмотрению. Недоверие к модели аутсорсинга в России связано с тем, что это относительно молодой рынок. Второй фактор – это недостаточное давление со стороны конкурентов: если вокруг нет соперников, зачем становиться эффективнее? Именно поэтому, кстати, ИТ-аутсорсинг процветает в ритейле, в котором конкуренция очень высока. Развитие рынка также тормозит трудовое законодательство – в нем есть масса статей, которые являются рудиментарными для современной экономики. Они ограничивают переход сотрудников из компании в компанию, работу с персоналом, создание проектных команд, управление ресурсами на больших территориях и т.д.

Развитию же рынка будут способствовать, как ни странно, кризис в экономике. Сейчас компании ищут новые способы оптимизировать расходы, в том числе на ИТ, повысить операционную эффективность, гибкость и прозрачность ведения бизнеса. Не случайно буквально на прошлой неделе тот же «Вымпелком» объявил о том, что отдает логистические операции внешнему партнеру на аутсорсинг. Это говорит о том, что компании активно сокращают расходы на непрофильные виды деятельности.

Наконец, драйвером роста станет постепенное обновление руководящего состава. Сейчас в финансовый, операционный менеджмент приходит более молодое поколение, которое прагматично оценивает эффективность бизнес-процессов, ищет возможности для экономии ресурсов, как денежных, так и трудовых.

Каков ваш прогноз роста для рынка аутсорсинга на следующий год, какие тенденции будут определять его развитие?

Мы ожидаем рост рынка в пределах 10%. В целом динамика его развития будет полностью зависеть от экономической ситуации в стране. Как и прежде, драйверами роста будут выступать гибкие и масштабируемые решения с быстрым экономическим эффектом.