Распечатать

PCWEEK

OSS обеспечит быстрый вывод сервисов на рынок.

18 июля 2007

OSS обеспечит быстрый вывод сервисов на рынок

К решениям по автоматизации внедрения новых услуг, реализуемым в рамках OSS (Operation Support Systems), сейчас проявляется повышенный интерес так как их наличие — важнейшее конкурентное преимущество операторов связи на телекоммуникационном рынке страны. Одним из известных игроков в этой области является компания AXIOM Systems, специализирующаяся на системах активации услуг. Во время деловой поездки в Москву исполнительный и технический директор (СЕО/СТО) этой фирмы Гарет Сениор (Gareth Senior) рассказал научному редактору PC Week/RE Петру Чачину о некоторых аспектах развития OSS, о своих взглядах на российский рынок услуг связи и о первом проекте фирмы в нашей стране.

 

PC Week: Каковы современные тенденции развития OSS и роль систем активации сервисов в этом процессе?

Гарет Сениор: Сейчас часто говорят о “третьем поколении OSS” в связи с тем, что в ходе своего развития системы операционной поддержки шагнули дальше обычной автоматизации технических процессов. Сегодня их создатели стоят перед необходимостью решения проблемы конкуренции операторов связи и быстрого продвижения новых сервисов на рынок — так называемой активации и деактивации услуг.

Просто автоматизация уже не является ключевым фактором. Необходимо уметь в кратчайшие сроки разрабатывать услуги. Это особенно важно для операторов государственного сектора, которые сталкиваются с очень серьезной конкуренцией со стороны коммерческих операторов. Такая тенденция наблюдается не только в России, но и за рубежом.

PC Week: Какой, с вашей точки зрения, должна быть структура OSS, используемой крупным оператором связи, какие подсистемы должны входить в нее?

Г. С.: Многие операторы связи следуют модели eTOM, разработанной международной организацией TeleManagement Forum и предполагающей три составляющих уровня OSS: разработка услуг, биллинг и Fulfillments — обеспечение предоставления услуг.

Fulfillments в модели eTOM также разбивается на три составные части: управление заказами; управление ресурсами и инвентаризация; активация услуг. Продукты AXIOM как раз и фокусируются на выполнении задач, связанных с такой активацией, и включают все эти функции, а потому зачастую оказываются более удобными для заказчиков по сравнению с разработками других производителей.

Следует заметить, что на сегодняшний день ситуация заметно изменилась по сравнению с той, которая была несколько лет назад: операторы связи наконец осознали необходимость быстрой и максимально автоматизированной активации услуг на предприятии. Причина в том, что в настоящее время доходы операторов очень сильно зависят от этого фактора (маржа от продажи услуг не настолько велика, чтобы активировать услуги вручную).

PC Week: Если говорить о времени выпуска новой услуги, то раньше на это требовались месяцы, а как быстро может производиться активация современных сервисов?

Г. С.: Большинство операторов связи в мире затрачивают на вывод современного телекоммуникационного сервиса от девяти до восемнадцати месяцев. Мы можем обеспечить реализацию новой услуги за период от двух до шести недель — это среднее время внедрения новой услуги. Если говорить о времени внедрения решения, то это около 16 недель, но оно может довольно сильно варьироваться в зависимости от ситуации. Ведь при внедрении в одних случаях может быть использована уже имеющаяся инфраструктура, а в других потребуется миграция со старой системы связи на новую.

PC Week: Может ли ваша система обеспечить быстрый вывод сервиса из эксплуатации, т. е. провести деактивацию услуги?

Г. С.: Да, деактивация услуг является важной составляющей процесса управления услугами на сегодняшнем рынке. Кроме того, часто речь идет не только о деактивации услуги, но и входящих в ее состав компонентов, поскольку в настоящее время сервисы имеют многоуровневую архитектуру.

PC Week: На какие типы сетей рассчитаны OSS? Есть ли особые требования к той сети, на которую устанавливается OSS?

Г. С.: Наше программное обеспечение может быть использовано в любой современной телекоммуникационной сети. Тем не менее, мы специализируемся на модернизации и развитии сетей, обеспечивающих услуги Triple Play и IP VPN. Имеется в виду, что сервисы Triple Play предоставляются для частных пользователей и физических лиц, а IP VPN — для корпоративных заказчиков.

И та и другая комплексная услуга обеспечивает передачу голоса и видео. Также сейчас у нас есть несколько заказчиков, которые внедряют у себя средства Quadrо Play, включающие четыре сервиса. Это интересный пример, так как речь идет о мобильном использовании услуг, когда вы можете получить доступ к телекоммуникационным сервисам из любой точки и любым образом.

PC Week: Hа недавнем семинаре в Москве представитель одного из ведущих мировых поставщиков OSS утверждал, что срок окупаемости их решений составляет около 15 мес. А о каких сроках окупаемости этих систем позволяет говорить ваш опыт работы с ними?

Г. С.: Утверждение представителя той фирмы звучит вполне правдоподобно. Большинство компаний, с которыми мы работаем, требуют возврата инвестиций в срок от 12 мес. Я бы сказал, что обычно возврат инвестиций происходит через один-два года.

PC Week: Как ваши решения могут быть использованы в небольших компаниях?

Г. С.: У нас есть специальное предложение для небольших компаний и начинающих фирм. То есть ПО то же, но для таких клиентов предусмотрена другая ценовая политика. Автоматизация для малых предприятий является жизненно важным аспектом, поскольку маленькая компания не обладает значительными человеческими ресурсами, чтобы выполнять большой объем ручной работы.

Существует много примеров, в частности в Великобритании, когда маленькие компании начинали свой бизнес без автоматизации. Правда, в результате они не добивались успеха. Даже когда их услуги были очень популярны и многие клиенты хотели купить их, провайдеры оказывались не в состоянии удовлетворить существующий спрос.

PC Week: Во что обойдется ваша система активации сервисов для крупного оператора связи с активами в миллиард долларов?

Г. С.: Здесь нельзя дать однозначного ответа. Расходы во многом зависят от размера компаний, подключаемых услуг и ряда других факторов. Возможно, для каких-то случаев это будет от 500 тыс. долл. и выше. Но для компании, у которой сеть стоит 1—2 млрд. долл., одни лишь лицензии обойдутся в 20—30 млн. евро. А цена внедрения решения раза в два превысит затраты на покупку лицензий.

PC Week: Как вы оцениваете перспективы внедрения своих систем на российском рынке?

Г. С.: Российский бизнес для нас очень привлекателен. Когда мы оценивали этот рынок со своей точки зрения, то получили впечатляющую картину. По сравнению с Северной и Латинской Америкой, а также азиатскими государствами в России, на наш взгляд, существуют самые большие возможности в плане развития сетей и внедрения OSS. Страна быстро развивается, ее экономика стала более сильной, и есть значительный спрос на решения, подобные нашим. Мы видим, что сюда идет серьезный поток инвестиций. В этих условиях хорошо развиваются как существующие операторы связи, так и те, которые только начинают работать на рынке. В отрасли накоплен громадный объем оборудования, связанного с построением сетей.

Я думаю, что продукция Juniper Networks широко применяется в вашей стране, а тот, кто сделал выборе в ее пользу, впоследствии должен будет обратиться к решениям AXIOM. Интересно, что в России нет одного столь большого оператора связи, как во Франции или Германии, где превалирует один сервис-провайдер и существует достаточно большое количество компаний-конкурентов вокруг него.

PC Week: Как строится ваш бизнес в России?

Г. С.: Наш выход на российский рынок поддерживала компания NVision Group. Она занималась локализацией продуктов и разработкой компонентов. Здесь у нас уже есть первый клиент — Центральный телеграф (ЦТ) в Москве. И в этом году я надеюсь подписать еще два контракта в РФ. Благодаря развитию рынка мы планируем разворачивать наши ресурсы и собираемся усиливать команду NVision. В частности, будем создавать центр компетенции в этой компании. Мы настроены очень решительно.

PC Week: Какой проект вы выполняете в Центральном телеграфе?

Г. С.: Это очень интересный проект, поскольку в нем используются сервисы Triple Play — голос, видео и Интернет. И он внедряется в регионе с населением в 20 млн. человек. Важно отметить, что Центральный телеграф хочет стать номером один в стране в области Triple Play.

Это большой проект, и совершенно очевидно, что здесь потребуется очень непростая интеграция действующей сетевой инфраструктуры старейшего российского оператора связи с OSS-комплексом. Кроме того, надо обучить сотрудников заказчика, чтобы они смогли участвовать в реализации данного проекта. И то, что мы делаем в данный момент в отношении Triple Play, мы рассматриваем как начало сотрудничества с ЦТ, так как оно может быть продолжено с целью внедрения IP VPN.

PC Week: Спасибо за беседу.