Распечатать

PCWEEK, № 42, 2006

TMF стал ближе к России.

14 ноября 2006

TMF стал ближе к России

За последние годы отрасль связи в России сделала огромный шаг вперед, а некоторые отечественные телекоммуникационные компании стали крупнейшими в Восточной Европе. Уровень проникновения сотовой связи в стране, по данным агентства J’son & Partners, превысил 103%. Для специалистов очевидно, что потенциал экстенсивного роста абонентской базы и доходов отрасли почти исчерпан и рынок входит в фазу конкурентной борьбы за абонентов и сокращения затрат. Операторам в России, как и в других странах Европы, необходимо искать новые пути повышения эффективности финансовой деятельности.

“Некоторые телекоммуникационные компании пытаются работать в условиях рынка XXI века, используя бизнес-процессы века XX, и мы видим, что это весьма негативно отражается на их финансовых результатах, — отметил Кит Уиллетс, председатель совета директоров TeleManagment Forum. — Задача сегодняшнего этапа эволюции отрасли — переход на новые бизнес-процессы и технологии корпоративного управления, главным правилом которых является ориентация на клиента, его преференции и запросы”.

TeleManagment Forum (TMF,www.tmforum.org) — международная организация, занимающаяся координацией усилий телекоммуникационной индустрии по созданию методологий, отраслевых стандартов и практических решений, направленных на повышение эффективности и гибкости бизнеса. Членами TMF являются более 500 предприятий, в том числе крупнейшие мировые провайдеры услуг связи, поставщики оборудования, ПО и системные интеграторы. Эта уникальная организация объединяет 90% ведущих телекоммуникационных компаний мира и их поставщиков.

И хотя ряд российских фирм, в частности “ВымпелКом”, МТС, “АМТ-Груп”, IBS, уже активно работают в составе TMF, для большинства основные достижения этой всемирной организации стали доступны лишь после проведения в Москве первого бизнес-форума TeleEvo 2006, организованного компанией Ernst & Young (www.ey.com/russia) при содействии TMF. Поддержку этому мероприятию также оказали Ассоциация аудита и контроля информационных систем ISACA и Институт непрерывности бизнеса BCA.

Ernst & Young — крупная международная компания по оказанию профессиональных услуг: аудита, налогового консультирования и права, консультаций по сделкам. В последние годы в Ernst & Young сформировалось и сильное телекоммуникационное подразделение. Такое сочетание компетенций двух международных организаций не могло не сказаться на уровне проведения форума TeleEvo, на котором обсуждались вопросы роста доходов отрасли и защиты бизнеса в условиях усиления конкуренции на рынке ИКТ.

“Цель проведения TeleEvo 2006 — продвижение и максимальное использование накопленного мировым телекоммуникационным сообществом полезного опыта, знание которого очень актуально сегодня для России”, — отметил Вадим Балашов, партнер компании Ernst & Young и координатор оргкомитета TeleEvo 2006.

Российские операторы изучают NGOSS

TMF разработал методологию New Generation Operations Systems and Softwear (NGOSS). Она представляет собой комплексную модель внедрения, развития и использования систем поддержки основной деятельности (Operational Support Systems, OSS) и бизнеса (Business Support Systems, BSS). Данная методология реализована в виде пакета общепринятых в индустрии спецификаций и рекомендаций (см. PC Week/RE, № 39/2006, с. 46), ключевыми из которых являются eTOM (enhansed Telecom Operations Map — карта бизнес-процессов оператора связи) и SID (Shared Information/Data Model — корпоративная модель данных).

Рекомендации TMN весьма полезны для публичных компаний, зарегистрированных на биржах США и стран ЕС. Например, исполнение параграфа 404 закона Сарбейнса — Оксли требует сложного документирования процесса контроля за бухгалтерской отчетностью. Это становится большим бременем для предприятий связи, а eTOM позволяет сократить временные затраты и минимизировать расходы на эти операции при полном выполнении требований законодательства США.

С помощью NGOSS можно интегрировать в единую архитектуру требования и технические аспекты деятельности телекоммуникационной компании, автоматизировать бизнес-процессы в гетерогенных ИТ-средах, строить общую информационную инфраструктуру. NGOSS успешно реализуется на знаменитой сети XXI века (21CN) British Telecom и десятках сетей других фирм. Эта методология помогает и российским компаниям, например МТС и “ВымпелКому”, выстроить свои бизнес-процессы на уровне международных стандартов. По оценкам экспертов, через три — пять лет около 80% всех операторов связи во всем мире будут вести бизнес на основе стандартов и методологий TMF.

“Наша организация предоставляет своим членам платформу для коллективной выработки стандартов повышения эффективности телекоммуникационных предприятий, — подчеркнул Кит Уиллетс. — В нынешнем году форум также предложил рецепты для дальнейшего роста компаний, как это было ранее с моделью бизнес-процессов eTOM и моделью данных SID, которые во многом стали стандартами в работе крупнейших операторов связи и признаны Международным союзом электросвязи. Многие участники форума, с которыми мне удалось пообщаться, согласны с тем, что именно сейчас настало время для кардинальных действий и решений”.

В рамках TeleEvo прошли практические учебные семинары по использованию потенциала систем BSS, гарантированию доходов операторов, обеспечению эффективности ИТ-ориентированной контрольной среды и непрерывности бизнеса, системам управления рисками и информационной безопасностью, моделям eTOM, SID и другим составляющим методологии NGOSS, а также были обсуждены актуальные материалы годовых отчетов ”Telecom Management. Transformation in 2006” (TMF) и “Next Generation Gap” (Ernst & Young), вышедших накануне форума.

Время кардинальных действий и решений

Европейская телекоммуникационная отрасль рискует столкнуться с несоответствием реальных доходов ожиданиям инвесторов, если не принять решение об инвестировании в инфраструктуру, бренд и контент, говорится в отчете Next Generation Gap. “Одна из сложностей, — поясняет между тем Колин Орвисс, председатель консультационного совета TMF, — заключается в том, что мы плохо знаем, что интересно конечным пользователям”.

По данным отчета, основанного на подробных интервью с 35 руководителями европейского сектора телекоммуникаций и технологий, нежелание телекоммуникационных компаний осуществлять эти инвестиции в значительной мере обусловило замедление роста услуг в области предоставления контента и передачи данных. Это замедление и снижение доходов от традиционных услуг, в частности голосовой связи, приведут к образованию отставания в доходах всего через три года, поэтому телекоммуникационным операторам необходимо предпринять меры для преодоления этого отставания уже сейчас.

“Ускорение технологического инновационного процесса и изменения в регулировании действительно создают неопределенность в европейской телекоммуникационной отрасли, — заявил Винсент де Ла Башелери, руководитель глобальной практики Ernst & Young в области телекоммуникаций. — Темпы снижения доходов от традиционных услуг, в частности от услуг голосовой связи, превышают темпы роста доходов от новых сервисов. Однако время для ликвидации разрыва пока еще есть. Не исключено, что телекоммуникационным компаниям придется тесно взаимодействовать с целым рядом партнеров, особенно с провайдерами контента и технологий, чтобы добиться успеха”.

Отрасли предстоит решить сложный комплекс задач: потребители услуг настаивают на снижении цен и повышении уровня сервиса; традиционные границы отрасли исчезают, приводя к возникновению новых областей конкуренции; способы ведения бизнеса диверсифицируются в направлении функциональных моделей, основанных на инфраструктуре, и новых сервисно-ориентированных моделей; при этом технологии постоянно развиваются.

Многие компании реагируют на эти изменения, проводя слияния и поглощения. Однако целый ряд участников исследования соглашается с тем, что повышение активности в области сделок по слияниям и поглощениям M&A не отражает в полной мере тех изменений в отрасли, с которыми оно связано.

Поставщики технологий также сталкиваются с трудностями, вызываемыми с конкуренцией со стороны развивающихся рынков, которые благодаря низкому уровню издержек снижают цены на аппаратное обеспечение и ИТ-услуги. Тем не менее их потребность в совершенствовании операционных систем, в частности систем управления отношениями с клиентами и биллинговых систем, открывает колоссальные возможности перед создателями технологий в области повышения эффективности процессов и инфраструктуры телекоммуникационных компаний, а также технологий, обеспечивающих эффективное оказание услуг нового поколения.

“У технологических компаний появилась ключевая роль и прекрасная возможность получения доходов в связи с переходом на технологии и услуги нового поколения, однако их успех будет в значительной мере обусловлен способностью научиться использовать возможности, появляющиеся в результате изменения условий конкуренции”, — сказал Крис Харрисон, руководитель европейской практики в области технологий Ernst & Young.

Хотя телекоммуникационная отрасль до сих пор не справилась с проблемой низкой доходности по инвестициям в лицензии 3G, ей необходимо преодолеть финансовый консерватизм, чтобы реализовать потенциал, связанный с возможностями оказания новых услуг.

“Ведущие участники рынка опасаются сделать неверный шаг и вообще не предпринимают никаких действий, что вызывает сильное беспокойство, — продолжил де Ла Башелери. — Из-за отсутствия инвестиций в платформы и контент операторы не смогут развивать услуги, необходимые им для ликвидации отставания в доходах. Компании, которые сосредоточатся на формировании доходов от услуг нового поколения, а не на поддержании уменьшающихся доходов от “старых” услуг, и компании, способные к гибкому сотрудничеству с поставщиками контента и технологий, могут оказаться победителями”.

TMF: мнения российских компаний

Российские компании все активнее внедряют рекомендации и методологию TMF, и причин для этого немало. “В телекоммуникационной отрасли, где чрезвычайно высока конкуренция и постоянно требуются огромные капитальные инвестиции, успех во многом зависит от правильности построения бизнес-процессов и применения четких моделей сетевой и ИТ-инфраструктуры, — утверждает Сергей Щербина, директор по маркетингу “Квазар-Микро”. — TMF дает операторам именно такую верную методологию”.

Уровень доверия к рекомендациям форума столь высок, что некоторые отечественные операторы сейчас полностью полагаются на модели, разработанные в рамках TMF. Они нужны для запуска новых услуг, для повышения качества обслуживания абонентов, для долгосрочного планирования развития сетей, точного прогнозирования затрат, повышения финансовой эффективности бизнеса.

Есть и еще один важный аспект, который привлекает телекоммуникационных провайдеров. “Сегодня, когда многие операторы в России становятся все более заинтересованными в инвестициях и когда очевидна тенденция выхода многих из них на IPO, внедрение методологий TMF позволяет значительно поднять ценность компаний именно за счет стандартизации всей совокупности бизнес-процессов предприятия”, — отметил Сергей Головин, заместитель генерального директора по маркетингу фирмы “Энвижн Груп”.

Не менее важным является членство в TMF и для отечественных интеграторских компаний. “Для системного интегратора членство в TMF дает возможность находиться на переднем крае при разработке новых стандартов, быть в курсе всех тенденций на рынке и, более того, активно участвовать в создании новых моделей и совершенствовании уже существующих”, — считает Сергей Щербина.

Второй ключевой вопрос, продолжил его мысль Сергей Головин, которым вплотную занимается TMF и который обсуждался на TeleEvo, — значение в современных условиях систем управления телекоммуникационной инфраструктурой (OSS/BSS), причем именно в соответствии с методологией NGOSS, — особенно интересен компаниям, занимающимся внедрением подобных систем в крупных операторских и корпоративных сетях в России.

“По росту числа запросов на подобные системы от наших заказчиков мы понимаем, насколько актуальна эта тематика сейчас, когда построение сетей нового типа постепенно завершается, когда сети становятся исключительно сложными и без решения проблем стандартизованной управляемости сетью и ее сервисами операторам становится все трудней”, — заключил он.