Распечатать

PCWEEK Review, июль 2007

Как повысить эффективность телекоммуникационного бизнеса.

4 июля 2007

Как повысить эффективность телекоммуникационного бизнеса.

Современный рынок телекоммуникаций динамично растет. Конкуренция вынуждает операторов связи совершенствовать свои услуги и внедрять новейшие технологии для их предоставления. Одновременно возрастают и требования пользователей к качеству предлагаемых им услуг. Уравновесить непрерывно растущие потребности клиентов и инфраструктурные и финансовые возможности компаний призваны OSS/BSS-решения.

Системы поддержки операций/системы поддержки бизнеса (Operations Support System/Business Support System) представляют собой мощный инструмент управления телекоммуникационными ресурсами предприятия. В результате их внедрения оператор получает возможность предоставлять своим клиентам информационно-коммуникационные услуги требуемого качества. Тот же высокий уровень сервиса будет доступен внутренним пользователям сети при внедрении системы в ИТ-подразделениях крупных компаний.

Что дает OSS/BSS-решение

Решения в области OSS/BSS-систем способствуют выполнению самого широкого круга бизнес-задач. Они позволяют:

  • повысить качество и оперативность обслуживания клиентов и пользователей сети за счет четкой координации и информационной поддержки работ;
  • эффективно управлять производственными процессами с учетом структуры и специфики бизнеса предприятия;
  • осуществлять оперативный мониторинг телекоммуникационных ресурсов и управление ими;
  • координировать взаимодействие многочисленного персонала удаленных подразделений в режиме реального времени;
  • своевременно обнаруживать, пресекать и упреждать мошеннические действия;
  • и еще многое, многое другое.

Функциональные блоки OSS/BSS и особенности их внедрения

Максимальный эффект и возврат инвестиций достигается при построении комплексного решения, в котором тесно интегрированы OSS/BSS, CRM, HelpDesk и биллинговые системы. Преимущества такой интеграции проявляются в снижении совокупной стоимости владения информационной системой, а также в уменьшении затрат на ее эксплуатацию и обслуживание.

Решения на базе OSS/BSS-систем, как правило, состоят из разных функциональных блоков, предназначенных для выполнения различных задач управления сетями связи:

  • управление сбоями/событиями (Fault Management);
  • управление конфигурациями (Configuration Management);
  • сбор статистической/биллинговой информации (Accounting Management);
  • контроль производительности (Performance Management);
  • контроль безопасности (Security Management);
  • активация услуг (Service Activation) и т. д.

Участники рынка OSS/BSS-решений

В числе разработчиков и поставщиков OSS/BSS-решений можно назвать компании Alcatel-Lucent, Amdocs, AXIOM Systems, HP, IBM/Micromuse, NetCracker, Netrac, Oracle/MetaSolv, Packet Design, Remedy, Tecelec и др. На международном уровне вопросы управления телекоммуникационным бизнесом лежат в сфере интересов TeleManagement Forum (TMF) и Международного союза электросвязи ITU.

Среди системных интеграторов, предлагающих OSS/BSS-решения на российском рынке, выделяются NVision Group, “ТехноСерв А/С”, ВСС, АМТ Group и др. При этом большинство интеграторов предлагает не одно решение, а несколько. Например, NVision Group внедряет продукты AXIOM, HP, EMC Smarts, InfoVista, MetaSolv, Packet Design и других разработчиков.

Сегодня решения OSS/BSS применяют почти все ведущие операторы связи. Из последних крупных внедрений отметим работу BCC/Micromuse в “Северо-Западном Телекоме”, NVision Group/Packet Design в ЛУКНЕТе, ”ТехноСерв А/С”/Tecelec в СМАРТСе, AMT Group/Micromuse в КОМКОРе и NetCracker в “Голден Телекоме”. Некоторые из этих проектов описаны в настоящем выпуске PC Week/RE Review, посвященном системам поддержки операций и бизнеса.

Внедрение OSS/BSS

По данным аналитической компании Heavy Reading, полученным в результате опроса более 250 операторов связи из развитых стран, среди наиболее часто устанавливаемых компонентов OSS за рубежом первенство держат системы мониторинга производительности (75%); обнаружения и устранения неисправностей (67,9%); управления инвентаризацией (62,7%); управления сервисами и планирования услуг (61,6%); предупреждения мошенничества (56%).

Очевидно, подобный набор решений будет через несколько лет задействован и нашими провайдерами. Поэтому уже сейчас можно с высокой вероятностью прогнозировать рост спроса на средства управления инвентаризацией (Resource/Inventory Management), которые обеспечивают сопряжение решений OSS/BSS с разнородным оборудованием различных производителей; системы активации услуг и т. д.