Распечатать

Перевал близко

Алексей Ефремов, директор департамента по консалтингу «Энвижн Груп», комментирует развитие консалтинговых услуг «Энвижн Груп» для журнала «Финанс»

11 апреля 2010

Технологии. Доходы от IT-консалтинга падают, но консультанты не унывают: пусть частный сектор больше не делает крупных заказов — зато потребности госучреждений в области автоматизации растут не по дням, а по часам.

Объем этого сектора российского рынка в 2009 году без учета продаж оборудования и программного обеспечения сократился минимум на 20%. Если за 2008 год совокупная выручка участников списка «Ф.» от услуг IT-консалтинга и системной интеграции составляла 54 млрд рублей, то в 2009-м снизилась до 41 млрд рублей. «Доля выручки от услуг IT-консалтинга стабильно росла до 2008 года включительно, достигнув в итоге 50% от оборота компании, – говорит вице-президент по развитию бизнеса компании TopS BI Владимир Соркин. — В 2009-м рост сменился падением, однако доля маржи от продажи IT-консалтинга в бизнесе компании продолжила рост».

В 2009 году приоритеты изменились в сторону усовершенствования или реорганизации бизнес-процессов. Автоматизация перестала быть целью. Кризис подвел бизнес к пониманию, что затраты на IT — такие же инвестиции, как, например, в расширение производства. Соответственно, в качестве критериев их необходимости должны выступать финансовые показатели. Об этом говорили всегда, но поняли совсем недавно. «Не перекос и не тенденция, связанная с экономической ситуацией, а общий тренд. Он связан со значительным «взрослением» рынка», — уверен директор департамента консалтинга NVision group Алексей Ефремов. Участники рейтинга отмечают, что с 2009 года среди непосредственных заказчиков резко увеличилось число топ-менеджеров, отвечающих за развитие бизнеса с коммерческой точки зрения: коммерческих, финансовых, исполнительных директоров. CIO встречаются гораздо реже. «Кризис научил компании не строить «космолеты», а решать конкретные прикладные задачи», — резюмирует директор сервисного центра компании «Микротест» Павел Залецкий.

Интересная тенденция прошедшего года — оживление рынка не с точки зрения оборотов, а количества участников. При падении рынка от IT-консалтинга это означает существенное снижение средней стоимости одного контракта. «В 2009 году число новых клиентов нашей компании выросло на 22% по сравнению с 2008 годом», — рассказывает генеральный директор «АНД Проджект» Илья Пантелеев.

От 2010 года IT-рынок ждет роста доходов. Правда, исключительно за счет крупного бизнеса и госзаказа. «Для крупных и крупнейших клиентов «жизнь не заканчивалась» — стартуют и успешно реализуются инициативы по оптимизации бизнес-процессов, внедрению информационных систем нового поколения, — делится наблюдениями управляющий директор компании «Техносерв Консалтинг» Кирилл Булгаков. — В сегменте среднего и малого бизнеса IT-инициативы заморожены тотально, и ситуация далека от исправления».

Стратегический инвестор. Отрасль, и рынок IT-консалтинга в частности, поддерживает государство, упорно следуя по пути информатизации. Причем ошибки на этом пути скорее играют в плюс рынку, нежели подкашивают его. Не секрет, что у одного проекта бывает несколько сменяющих друг друга исполнителей, что сильно увеличивает стоимость работ. «Государство от латания дыр и решения текущих проблем обратилась к стратегическому планированию, сосредотачивая на ключевых направлениях ресурсы и реализуя целевые программы, — говорит Алексей Ефремов. — Пропорционально этим изменениям увеличивается нагрузка на консультантов, анализирующих и преобразующих планы бизнеса и государства в требования к информационным системам».

Многие проекты «предугаданы» консультантами благодаря заявлениям руководства страны. Основным поветрием 2008 года была борьба за сохранность персональных данных. Вышел соответствующий закон, и только ленивый не получил необходимые сертификаты и лицензии. Компании ждали шквала доходов, но этого не случилось: реализация требований закона требует немалых затрат, в первую очередь от бюджетных учреждений. Сроки исполнения закона отодвинулись на год. И некоторые компании, отказавшиеся от диверсификации и сделавшие ставку исключительно на безопасность, не стали раскрывать свои данные в этом году. Видимо, надежды не сбылись.

В 2008–2009 годах представители Минприроды, МВД, МЧС неоднократно заявляли о необходимости срочного создания ситуационных центров. Фактически это диспетчерские для мониторинга и принятия решений в сложившейся ситуации. Ведущие IT-компании разработали проекты создания таких центров и в 2010 году собираются принять участие в соответствующих тендерах. «В этом году мы планируем принять участие в нескольких больших проектах по созданию отраслевых и региональных ситуационных центров, например ситуационного центра для Федерального агентства по рыболовству», — рассказывает Алексей Ефремов.

Зависимость поможет. Некоторые виды деятельности связаны с автоматизацией также неразрывно, как голова и хвост змеи, например страхование, брокерский бизнес. А финансовые организации и вовсе скованы требованиями ЦБ к отчетности, безопасности, которые без автоматизации выполнить невозможно. Именно поэтому у банков собственные сильные IT-департаменты, а расходы на IT даже в кризис сокращались только за счет отказа от новых инвестиционных проектов. Причем таких, без которых вполне можно обойтись еще год-два. «В 2009 году лишь несколько банков могли себе позволить начинать крупные IT-проекты, основные бюджеты уходили на поддержку имеющихся, — говорит Кирилл Булгаков. — В этом году мы ожидаем выхода на рынок новых розничных банков и рассчитываем предложить им свои знания и опыт в части разработки и реализации стратегий развития».

Некоторые виды расходов не сократишь даже в самые голодные годы. Например, невозможно отказаться от поддержки инфраструктуры. Соответственно, консалтинг в этой области, хочешь — не хочешь, сохраняет свои позиции. «Услуги в области инфраструктуры, которые связаны с поддержкой бизнеса и существующих систем, востребованы примерно в том же объеме, который был до кризиса», — замечает Владимир Соркин.

В октябре 2009 года авиакомпания UTair решила передать на аутсорсинг расширенное сопровождение корпоративной информационной системы, построенной на базе SAP ERP. Внедрение началось в 2007 году и завершилось в 2008-м. С ее помощью UTair управляет материально-техническим обеспечением вертолетного парка. Если с момента ввода в эксплуатацию авиаперевозчик использовал лишь техническое сопровождение (например, мониторинг критичных параметров, установка обновлений, администрирование учетных записей) в исполнении IT-партнера, то с 2010 года аутсорсеру передано сопровождение и развитие именно функционала системы. Начальник отдела внедрения систем управления предприятием UTair Сергей Винник объяснил, что такая форма сотрудничества с аутсорсером позволяет эффективно использовать собственные IT-ресурсы.

IT-аутсорсингу прочили взрывной рост еще 4–5 лет назад. Однако спрос увеличивается равномерно. По оценкам аналитической компании in4media, в 2009 году российский коммерческий рынок IT-аутсорсинга (без учета инсорсинговых компаний) вырос на 16% до $900 млн. В этом — превысит $1 млрд. И консультанты прогнозируют появление новых видов IT-аутсорсинга, которые будут востребованы по мере развития этого рынка. Например, по мнению Владимира Соркина, будет активно развиваться аутсорсинг в части внедрения и сопровождения бизнес-приложений. «Одним из важных вопросов при разработке IT-стратегии и IT-архитектуры в ближайшем будущем будет вопрос о том, что нужно, а что нельзя отдавать на аутсорсинг», — считает он. С ним согласен Павел Залецкий. «Использование аутсорсинга позволяет экономить до 30–50% расходов на IT. Поэтому кризис послужил катализатором роста подобных услуг, — объясняет он. — Появляется спрос на проекты по разработке стратегии перехода на аутсорсинговую модель с максимально возможным сохранением сущест-вующих бизнес-процессов и комфортной миграцией».

Нужное время. Илья Пантелеев обращает внимание на тенденцию «вымывания средних контрактов», поляризацию рынка. «Увеличивается число небольших контрактов (модификация существующих систем заказчиков; короткие и точечные проекты, ориентированные на быстрый результат) и крупных проектов, — рассказывает он. — Количество средних проектов в 2009 году снизилось. Тенденция получит развитие в 2010–2011 годах». Среди наиболее востребованных точечных проектов решения для казначейства и бюджетирования, расчета зарплаты и HR, CRM, управление производством и портальные решения. «Во все сферы бизнеса постепенно будут проникать консалтинговые услуги, нацеленные на повышение эффективности управления существующими IT-активами и оптимизацию бизнес-процессов», — согласен Сергей Ядыков, руководитель отдела консалтинга компании «Айти».

В 2008–2009 годах спрос на стратегический консалтинг, который относится к крупным проектам, упал — денег на инвестиционные проекты нет, большинству требуется оперативность. Но остались немногие, обладающие ресурсами. Им Сергей Ядыков советует воспользоваться текущей ситуацией: «Сейчас у них есть возможность выбрать лучших исполнителей из числа возможных с учетом континуума «цена-качество».

Подробнее