Распечатать

Последняя надежда FMC

ComNews. 12.12.2011. Иван Дементьев: "Хотя сотовые операторы и обросли фиксированными активами, что по определению дает им большие возможности по объединению услуг сотовой и проводной связи, реальная конвергенция так и не наступила".

13 декабря 2011

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ, директор департамента голосовых решений "Энвижн Груп" для ComNews. 12.12.2011

Конвергенция мобильной и фиксированной связи - Fixed-Mobile Convergence - является модной темой более десяти лет. Многие операторы запустили некое подобие FMC-услуг, но в настоящий момент такие услуги пользуются слабой популярностью, особенно среди корпоративных абонентов. Это связно в первую очередь со сложностью подключения и пользования услугой. Хотя сотовые операторы и обросли фиксированными активами, что по определению дает им большие возможности по объединению услуг сотовой и проводной связи, реальная конвергенция так и не наступила. И если для физических абонентов этот вопрос как-то решается, то для корпоративных дальше консолидации счетов на оплату связи дело обычно не продвигается. Становится очевидным, что нынешний путь, выбранный операторами связи, является тупиковым, а услуги FMC так и останутся нишевыми, чего хотелось бы избежать.

Частое использование термина FMC по поводу и без оного привело к тому, что начал теряться его смысл - и производители, и операторы стали как угодно его толковать. На мой взгляд, настоящая модель FMC означает полную конвергенцию на всех уровнях, что подразумевает не только взаимодействие сетевой инфраструктуры, но и возможность получения одного набора услуг с любого терминала пользователя. В первую очередь это касается корпоративных абонентов.

Чего же ждут абоненты от реальной конвергенции? Не секрет, что мобильная телефония становится основным источником связи при деловом общении. Проведенные исследования показали, что почти 30% офисных сотрудников в основном пользуются мобильным телефоном. От 30% до 70% звонков в пределах офиса совершаются с мобильного телефона. До 15% звонков на офисный телефон операторы вынуждены переводить на мобильный, так как сотрудника невозможно найти на рабочем месте. В результате значительно возрастают расходы на корпоративную связь. Сотруднику необходимо пользоваться двумя телефонами, из-за чего его сложнее разыскать, что в итоге ведет к снижению эффективности его работы.

Знакомая для всех ситуация: вам звонят с корпоративного телефона на мобильный, определяется номер компании, но кто именно вам звонил - вы не знаете. Или в выходные, когда вы дома, возник срочный рабочий вопрос и нужно позвонить по мобильному за границу. Настоящее FMC-решение позволяет реализовать принцип "один номер одному сотруднику". Благодаря этому он получает возможность определения вызова при звонке с офисного телефона на мобильный. И, наоборот, при звонке с мобильного телефона куда-либо в случае нежелания определения номера можно подставить номер компании.

Но самое главное - можно очень гибко переводить звонки между мобильными и фиксированными терминалами. Допустим, на подходе к офису мне позвонили на мобильный телефон. Дойдя до рабочего места, я могу с помощью набора пары цифр на служебном телефоне мгновенно перевести вызов на него. Причем собеседник ничего не услышит - связь не прервется. Возможна и обратная ситуация, когда необходимо отойти от рабочего места и благодаря тому же набору цифр вызов со стационарного телефона переходит на мобильный. Это очень удобно. Сейчас таких полезных возможностей ни у кого из российских операторов нет, а ведь это классика конвергенции, о которой во всех учебниках рассказывают.

Как этого достичь? Нужно отойти от консервативного подхода к FMC, который заключается в том, что операторы пытаются развивать FMC-услуги своими силами, без привлечения интеграторов. С моей точки зрения, будущее за гибридным FMC-решением, в основе которого лежит интеллектуальная платформа, устанавливаемая у оператора связи. Фактически можно обеспечить доступность функций корпоративной АТС на любых сотовых терминалах. Все сотрудники компании получают единый план нумерации и могут звонить по коротким номерам и с сотового, и с рабочего телефона. Им становятся доступны все услуги, которые поддерживает УАТС: трехсторонняя конференция с мобильного телефона, перевод вызова и т.д.

Самым главным преимуществом для абонента является простота использования и тот факт, что внедренное решение никоим образом не повлияет на его сложившиеся привычки. Например, сегодня предлагаемые услуги FMC требуют от абонента набора многозначного префикса, что очень неудобно. Одинаковый способ набора номеров, как на стационарном, так и на мобильном терминале, повышает удобство пользования связью. Не надо будет на офисном телефоне набирать через восьмерку полностью мобильный номер коллеги, не надо будет звонить на офисный номер и просить секретаря соединить с сотрудником - все эти сложности уйдут в прошлое.

Рост удобства пользования связью ведет к однозначному увеличению производительности: сотрудника всегда найдут, у него не возникнут вопросы, кому перезвонить, он всегда увидит, от кого из коллег поступил вызов. Очень удобным моментом, как для руководства компании, так и для сотрудников, является отсутствие необходимости замены сотовых аппаратов и SIM-карт. Гибридное FMC-решение можно использовать с любым видом мобильного аппарата без установки на него специального программного обеспечения и без замены "симки", что тоже очень удобно.

Так когда же все это у нас наступит? Увы, при нынешнем раскладе вещей наша страна может оказаться на обочине FMC-прогресса. Почти все из перечисленного выше уже внедряется в развитых странах и в некоторых странах СНГ. Но мы не торопимся.

Оригинал статьи вы можете прочитать здесь: http://www.comnews.ru/index.cfm?id=65608&tempo=145