Распечатать

Профиль

От «Электронной приемной» до «электронного правительства»

28 сентября 2009

Мы уже привыкли к тому, что в России обещанного три года ждут. Но разговоры о федеральной целевой программе «Электронная Россия» ведутся уже лет семь, что много даже по отечественным меркам... Выяснить, на каком этапе застряла информатизация органов государственной власти, «Профилю» помогли эксперты из IT-компаний.
 
 
ПОКА НЕ ЭЛЕКТРОННАЯ
Программа «Электронная Россия», запущенная в 2002 году, должна была стать первой серьезной попыткой перевести работу государственных структур на электронную основу. За время реализации программы были достигнуты определенные результаты: компьютеризированы государственные структуры, внедрены базовые IT-решения в медицинских учреждениях и т.д. Однако в целом ход выполнения программы нельзя признать успешным.
 
 
Директор департамента по работе с государственными структурами компании «Энвижн Груп» Евгений Ермаков считает, что главные причины неудовлетворительного состояния дел — это недостаточное финансирование (в среднем бюджет по статьям исполнялся максимум на 20% от заявленных потребностей) и отсутствие централизованного управления ресурсами.
 
 
«Процесс информатизации можно рассматривать с точки зрения разработки IT-решений и с точки зрения их внедрения, — продолжает тему президент информационного агентства «Трейд.Су» Алексей Вансович. — Если говорить о разработке, то здесь процесс активно идет. А вот внедренных решений для граждан и бизнеса практически нет. Все, что на сегодняшний день декларируется государством как услуга, на самом деле является справочной информацией в электронном виде».
 
 
С тем, что за прошедшее время коечто было сделано, согласен и руководитель отдела по развитию бизнеса с государственным сектором компании «АйТи» Дмитрий Смирнов. Однако и он делает оговорку: «Сделано достаточно, но лишь на уровне отдельных ведомств. При этом не удалось решить основных задач — создать единое информационное пространство, наладить межведомственное взаимодействие и плодотворный обмен информацией между государственными учреждениями». В качестве подтверждения эксперт приводит ситуацию с системой электронного документооборота: «Практически все знают, что это такое, и все по отдельности этим пользуются, но на межведомственном уровне системы как не было, так и нет».
 
Основные препятствия для реализации «Электронной России», по мнению руководителя отделения консалтинга компании «ФОРС — Центр разработки» Людмилы Абламской, создают ведомственная разобщенность и отсутствие «центра управления», наделенного соответствующими властными полномочиями.
 
 
ПЕРЕЗАГРУЗКА
Отсутствие значимых результатов требует пересмотра государственной политики в области информатизации. По поручению премьер-министра Владимира Путина Министерство связи и массовых коммуникаций РФ приступило к разработке новой долгосрочной целевой программы «Информационное общество», которая будет направлена на решение комплексных задач информатизации государственного управления и российской экономики. Программа предусматривает финансирование в размере 152 млрд рублей.
 
Кроме того, в сентябре постановлением правительства РФ в программу «Электронная Россия» были внесены изменения. Таким образом, по мнению Евгения Ермакова, сегодня государство определило новые приоритеты информатизации: автоматизация работы государственных учреждений уступила место повышению качества предоставления государственных услуг населению с использованием IT-технологий.
 
 
Предполагается, что уже в следующем году большинство ведомств начнет предоставлять в электронном виде информационные, а в 2011 году — и остальные государственные услуги. Прототип единого портала государственных услуг разместится на сайте www.gosuslugi.ru, запустить который планируется 31 декабря 2009 года. Согласно планам правительства, все госуслуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году.
 
 
Однако, по словам Алексея Вансовича, важно не только внедрить технологические решения, но и объяснить бизнесу и населению процедуру, механизм и специфику документооборота электронных услуг. А это может занять еще лет 5—7, так как «электронное государство» не может быть полноценным, если граждане не лояльны к новой системе и если услуги в новом формате не востребованы.
ЭФФЕКТ ЕСТЬ... А ЭФФЕКТИВНОСТЬ?
Порой приходится слышать, что оценить пользу от внедрения IT-технологий бывает сложно. Но если заданы четкие критерии, то эффективность очевидна, понятна и измерима. Так, например, в Москве, в рамках реализации городской программы «Электронная Москва», сделан первый шаг к оказанию государственных услуг в электронном виде. При участии компании «Энвижн Груп» внедрена и действует информационная система поддержки оказания государственных услуг в режиме «одного окна» и портал «Электронная приемная» (https://oo.mos.ru/ru).
 
 
«При автоматизации регламентов предоставления государственных услуг в режиме «одного окна» нам удалось сократить сроки подготовки, согласования и выдачи договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации с 60 до 30 дней, а архивных справок и выписок департамента здравоохранения и учреждений системы образования — с 30 до 20 дней, — рассказывает Евгений Ермаков. — А по некоторым услугам удалось сократить и количество посещений заявителями государственных организаций. В частности, после того как появилась возможность размещения онлайн-заявки на портале «Электронная приемная» для получения удостоверения многодетной семьи, требуется только один визит в службу «одного окна».
 
Неплохо обстоят дела с внедрением средств автоматизации и в некоторых регионах. Так, значительно опережают по уровню информатизации страну в целом Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ, в котором уже запущена пилотная версия информационного портала государственных и муниципальных услуг. Для правительства округа компания «ФОРС» разработала несколько подсистем, позволивших создать хорошо логически структурированный и насыщенный интернет-ресурс, где представлено 160 государственных услуг, каждая из которых сопровождается полным набором сопутствующих сведений.
 
 
Евгений Ермаков уверен, что использование и передача в регионы накопленного опыта в решении задач информатизации позволит значительно ускорить процесс внедрения IT-технологий и сэкономить государственные ресурсы. Созданная для этих целей межведомственная рабочая группа по вопросам сокращения различий между субъектами РФ по уровню информационного развития должна стать эффективным инструментом в руках государства и бизнеса. К примеру, на портале группы (www.region-it.ru) размещаются сведения о лучших решениях, апробированных на практике в разных регионах и готовых к тиражированию.
 
По оценке Людмилы Абламской, примерно около 10% госуслуг уже сегодня можно получать из дома по Интернету. Это, к примеру, получение любых архивных справок, не требующих указания персональных данных, выписок из реестра прав на объекты недвижимого имущества и многое другое. В перспективе с созданием электронного межведомственного документооборота можно будет существенно сократить количество документов, подаваемых заявителем при обращении за госуслугой. А чтобы все это работало в масштабах страны, говорит Людмила Абламская, нужно создать единый координирующий орган — хорошо оснащенное госучреждение с call-центром, всевозможными видами и средствами связи.
 
 
В эффективности IT-решений уверен и Алексей Вансович: «Могу сказать, что перевод электронных закупок в режим online — это очень важный с точки зрения оздоровления российской экономики шаг. В масштабах экономики электронные закупки помогают противодействовать росту стоимости сделок, который происходит из-за заложенных в цену откатов, отсутствия доступа к информации и т.д.». Эти транзакционные издержки оказывают значительное влияние на эффективность экономики в целом. Так, только 5% коррупционной составляющей приводит к удорожанию конечной продукции на 2% и снижению ВВП на 2% в год. Перевод закупок в онлайн, уверен эксперт, позволяет не только бороться с коррупцией чиновников, но и способствует развитию честной конкуренции за счет прозрачности процедуры электронных торгов.
 
 
«Именно такие IT-решения, направленные на повышение качества и эффективности работы госслужащих и делающие их деятельность открытой и понятной, и нужно внедрять в органах власти в первую очередь, — уверен Дмитрий Смирнов. — А это как раз и повлечет снижение коррумпированности и социальной напряженности в отношениях между населением и бизнесом, с одной стороны, и государством — с другой».
 
 
ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО
Сама идея создания «электронного государства», бесспорно, благая. Для экономики это полезно потому, что позволяет повысить прозрачность рынка и эффективность управления промышленными и финансовыми активами. А гражданам это облегчит доступ к госуслугам. «Однако следует понимать, что с появлением информационной инфраструктуры должна быть сформирована новая культура жизни в информационно развитом обществе, — подчеркивает Алексей Вансович. — Нет смысла внедрять информационные технологии, если основная часть населения не сможет ими воспользоваться».
 
 
По оценкам аналитиков, доступ к Интернету есть только у пятой части россиян. А это, в свою очередь, может привести к тому, что «Электронная Россия» столкнется с фундаментальной проблемой информационного неравенства. «Государство должно постоянно обучать людей работе с электронными документами, — считает Евгений Ермаков. — Да, все привыкли, что на документе должна стоять печать и подпись, однако опыт создания «Электронной приемной» в Москве показывает, что, оценив удобства сервиса, граждане отказываются от традиционного хождения по кабинетам».
 
 
Начинать активно вовлекать россиян в процесс автоматизации, безусловно, необходимо, добавляет Дмитрий Смирнов. Многие люди пока просто не осознают возможностей, которые могут открыться перед ними. Информатизация должна в итоге снизить до минимума барьер, который стоит сейчас между властью и гражданами, сделать взаимодействие государства и населения понятнее и прозрачнее.
 
От «Электронной приемной» до «электронного правительства»
Евгений Закрепин, первый заместитель генерального директора «Энвижн Груп»
 
«Решение президента Российской Федерации взять под личный контроль вопросы информатизации станет хорошим стимулом для построения информационного общества и «электронного правительства». Как показывает практика, только сильная политическая воля может привести к желаемому результату при реализации таких масштабных проектов. В России доказательством этого постулата может служить пример Москвы, где руководители взяли реализацию планов информатизации под свой контроль и добились успеха.
 
 
Одним из достижений ГЦП «Электронная Москва» является созданная усилиями специалистов «Энвижн Груп» информационная система обеспечения работы городских организаций в режиме «одного окна» и интернет-портал «Электронная приемная».
Внедрение этих решений призвано упростить предоставление государством различных услуг населению. Например, с помощью данного сервиса сегодня в электронном виде можно получить единый жилищный документ и единый платежный документ, подать заявку на оформление удостоверения многодетной семьи, произвести предварительный расчет жилищной субсидии. Портал также позволяет проконсультироваться с сотрудниками БТИ и проверить подаваемые в службу «одного окна» документы.
 
 
Полученный при реализации региональных проектов опыт, связанный с решением вопросов межведомственной интеграции, внедрением электронного документооборота и обучением госслужащих работе с информационными технологиями, будет полезен и на федеральном уровне при реализации концепции «электронного правительства».
 
 
Я уверен, что усилия, направленные государством и бизнес-сообществом на информатизацию федеральных и региональных органов власти, приведут к желаемому результату: удастся повысить эффективность их работы, а наши граждане смогут комфортно и быстро получать государственные услуги».