Распечатать

Наше дело сторона

Журнал «Профиль» № 808, 10 апреля 2013

Доверие к ИТ-аутсорсингу заметно возросло. Доказательство тому — существенный рост количества новых контрактов и уже реализованных проектов. 

11 апреля 2013

Доверие к ИТ-аутсорсингу заметно возросло. Доказательство тому — существенный рост количества новых контрактов и уже реализованных проектов. Хотя до насыщения рынка еще далеко.

 

В 2012 году объем мирового рынка ИТ-аутсорсинга составил, по данным компании Gartner, свыше $246 млрд. Реальное положение дел на российском рынке ИТ-аутсорсинга эксперты, опрошенные «Профилем», оценивают по-разному. Так, директор дивизиона аутсорсинга и консалтинга компании «Энвижн Груп» Максим Семенихин предполагает, что прошлогодний его объем приближается к отметке $2 млрд.

«Оговорюсь, что эта оценка очень и очень приблизительная, — уточняет он. — У каждого участника рынка собственное понятие об аутсорсинге. Например, зачастую сюда относят все услуги по поддержке телеком-операторов, которые, строго говоря, аутсорсингом не являются». Кроме того, обычно исполнители и заказчики по совместной договоренности публично озвучивают цифры лишь по уже завершенным проектам, а многие аутсорсинговые программы рассчитаны на длительный срок — от трех до пяти лет. «Да и раскрывают сведения преимущественно крупные игроки — а их в России всего-то десяток наберется. Кто знает, какие суммы остаются «за кадром»?» — вопрошает эксперт.

Свою оценку объема отечественного рынка ИТ-аутсорсинга — около $1,5 млрд — дает исполнительный директор компании «Астерос Сервис» Дмитрий Шилов. «Традиционно рынок ИТ-аутсорсинга в России ежегодно прирастал в среднем на 20%, — поясняет он. —В 2012 году, учитывая общий тренд на снижение темпов роста, ситуация могла скорректироваться, но положительная динамика все равно сохранилась». По его мнению, в целом сектор ИТ-аутсорсинга в прошлом году опережал по темпам роста весь ИТ-рынок, но не поднялся выше 20%.

При этом стоит отметить, что прогноз аналитиков рынка — компании IDC — на 2012 год был еще скромней — $1,1 млрд. Но даже если сравнить этот показатель, как предлагает руководитель направления технической поддержки компании «КРОК» Александр Файнбойм, с данными IDC за 2011 год, то речь — даже в этом случае — идет о приросте в районе 25—30%. «Так как экономическая ситуация в мире заставляет заказчиков активно искать пути повышения эффективности и оптимизации бизнес-процессов, аутсорсинг становится все более востребованным, а рынок предложения — все более широким», — поясняет он.

По словам генерального директора компании «Онланта» (группа компаний «ЛАНИТ») Сергея Тарана, «передовые» заказчики приобретают положительный опыт. На основании этого опыта формируется практика использования ИТ-аутсорсинга. Благодаря этим примерам растет заинтересованность других участников рынка в практическом применении накопленной рынком экспертизы. «В 2012 году на российском рынке ИТ-аутсорсинга было заключено несколько крупных сделок по слиянию и поглощению, что показывает инвестиционную привлекательность рынка, — говорит эксперт. — В том числе в результате этих процессов в 2012 году появились крупные российские ИТ-аутсорсеры, которые будут активно двигать этот рынок вперед».
«В последние два года ИТ-аутсорсинг стал значительно более востребованным, нежели в предыдущем десятилетии, — вторит коллегам заместитель директора сервисного центра по организации производства компании «Инфосистемы Джет» Юрий Панченко. — Несмотря на стандартную задержку реализации трендов в России по сравнению с США или Европой, сейчас ИТ в стране дозрели до массовой коммерциализации, то есть до формирования зависимости между финансовыми вложениями в ИТ и отдачей в бизнесе».

«В отличие от западного ИТ-рынка, где доля аутсорсинга составляет половину всего сектора ИТ-услуг, у нас она не превышает 25%, — добавляет Дмитрий Шилов. — Хорошая новость в том, что в последнее время наметилась тенденция к ее росту». Причин, по его мнению, как минимум две. Во-первых, российский рынок выходит на стадию зрелости и начинает развиваться по западной модели: аутсорсинг из инновационных направлений переходит в разряд традиционных для рынка. Во-вторых, полным ходом идет стандартизация и выработка общей методологии по оказанию аутсорсинговых услуг, особенно в части ServiceDesk, HelpDesk, сервисной поддержки инфраструктуры и др. Клиент и исполнитель начинают говорить на одном языке: первый точно знает, какие сервисы ему нужны, второй точно понимает, какие услуги нужно оказать.

Ведь глобальная цель и задача ИТ-аутсорсинга, напоминает ведущий специалист по продаже корпоративных услуг компании «HP Россия» Андрей Якимов, — это отнюдь не экономия средств, как принято считать. «Аутсорсинг — это прежде всего повышение качества услуг вашего бизнеса, — поясняет эксперт. — Вы понимаете, зачем вам качественные ИТ: это меньше простоев, больше работы вашего бизнеса, постоянное нахождение системы в режиме онлайн, отсутствие перерывов в работе и, соответственно, увеличение прибыли вашего бизнеса. Аутсорсинг помогает малому бизнесу снизить риски (ведь такие предприятия часто не в состоянии содержать большой штат ИТ-специалистов, обеспечивать преемственность знаний, обучение ИТ-персонала на должном уровне и т.д.) и повысить прозрачность бизнес-затрат. Так как это внешний контракт, то предпринимателям нетрудно отследить, сколько и за что они платят. Соответственно, они планируют свою деятельность на годы вперед, понимая, сколько будут тратить на ИТ, если бизнес, скажем, увеличится в разы».
Как раз о смещении акцента в сторону бизнес-систем как об основном тренде нынешнего рынка ИТ-аутсорсинга говорит и Юрий Панченко: «Заказчиков все реже интересует стабильность «пуговиц» и все чаще — «костюмчик» в целом. При этом ценообразование «костюмчика» привязывается не к ИТ-услугам, а к бизнес-задачам заказчика».

Отмечают наши эксперты и другую тенденцию рынка — переформирование ресурсной модели предоставления услуг (фактически аутстаффинга) в функциональный ИТ-аутсорсинг. «От обслуживания оборудования аутсорсинг смещается в более интеллектуальную область, — считает Александр Файнбойм. — Это уже не просто поддержка «железа» или пользователей, но и поддержка прикладных сервисов, например ERP, CRM и т.д.». Продолжают развиваться и новые для России виды аутсорсинга, например облачные сервисы (IaaS, PaaS, SaaS). При этом для заказчиков удобнее, например, не просто взять инфраструктуру в аренду, но и поручить ее обслуживание провайдеру.

Даже аутстаффинг ИТ-персонала, который сейчас распространен так же, как и пару лет назад (ведь держать в штате высококвалифицированных специалистов дороже, чем привлечь их для краткосрочного выполнения той или иной задачи), тоже приобретает более интеллектуальную форму. «Это уже не просто продажа «человеко-часов», а предоставление сервиса, — объясняет эксперт. — Так, некоторые заказчики уже начали отдавать на аутсорсинг бэкофисные бизнес-функции, например печать. Но это пока единичные для нашей страны случаи». О том, что аутсорсинг печати в общем объеме услуг ИТ-аутсорсинга занимает пока не очень значительное место, говорит и руководитель отдела маркетинга компании Ricoh Rus Юлия Козырева: «По нашим оценкам, показатели роста остались на прошлогоднем уровне, и по итогам 2012 года рынок услуг по управлению печатью и документооборотом прибавил не более 18—20%, так и не превысив отметку в $60 млн».

На фоне общего объема ИТ-аутсорсинга, «перешагнувшего» в России миллиардный рубеж, цифры довольно скромные. Проблема, по словам эксперта, в том, что многие заказчики, уже оценившие преимущества аутсорсинговой схемы обслуживания и поддержки сетевой инфраструктуры, ЦОДов, использования программных систем и тестирования ПО, еще не пришли к пониманию того факта, что систему корпоративной печати можно — и часто нужно — передавать на аутсорсинг.

Что касается перспектив российского рынка ИТ-аутсорсинга в целом, то кардинальных изменений на нем наши эксперты в ближайшем будущем не ждут. «Как по структурному, так и по отраслевому содержанию рынок будет развиваться поступательно, без революций, — уверен Дмитрий Шилов.

«Компании, которые уже пользуются услугами аутсорсеров, расширят рамки сотрудничества, передадут на сторону новые функции, — предполагает Максим Семенихин. — Особенно это касается крупных заказчиков — как коммерческих, так и государственных. Глядя на их успешный опыт, многие компании, в том числе из сферы среднего бизнеса, наверняка попробуют сами испытать аутсорсинг в действии».

 

Статья на сайте журнала «Профиль»