Распечатать

Субъект информатизации: государство остается одним из основных потребителей ИТ-услуг в стране

Журнал «Профиль», №830, 3 октября 2013

Объем российского рынка ИТ-услуг в прошлом году вырос почти на 11% и составил $6,58 млрд

3 октября 2013

По данным аналитиков компании IDC, увеличение спроса и повышение расходов на ИТ-услуги наблюдались практически во всех отраслях отечественной экономики, но традиционно наиболее динамичный рост показали финансы, телекоммуникации и госсектор. Последний на данный момент является крупнейшим потребителем ИТ-услуг — примерно с 20-процентной долей от общего объема рынка.

«Госорганы все активнее используют ИТ в своей деятельности, — рассказывает директор дивизиона по работе с госорганизациями компании «Энвижн Груп» Александр Мартынов. — Только в этом году уже реализован или близок к завершению целый ряд крупных проектов в области информатизации государственных структур. Много, например, было написано о проекте Минздрава по построению медицинской информационной системы. Еще один глобальный проект — построение единой сети для госорганов, которая должна стать основой для создания гособлака, так сказать, единой виртуальной среды для властных структур. И, наверное, сложно найти россиянина, который бы сейчас ничего не слышал о предоставлении госуслуг в электронном виде».

В свою очередь, коммерческий директор компании «ФОРС» Евгений Ефименко напоминает, что сейчас активно продолжается создание национальной облачной платформы и универсальной электронной карты, к системе электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) уже подключены все министерства и ведомства, а также осуществлен переход на межведомственный электронный документооборот. При этом, по словам директора департамента комплексных проектов компании «ЛАНИТ» Виктора Серебрякова, усиливается тенденция подключения к СМЭВ участников, не являющихся госорганами.

К примеру, один из самых масштабных государственных ИТ-проектов прошлого и нынешнего годов — реализация учета платежей и начислений за предоставленные государственные и муниципальные услуги, штрафов, пошлин на базе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах — подразумевает регистрацию в СМЭВ всех банков, принимающих подобные платежи.

В этом же году было объявлено еще о целом ряде новых инициатив, реализация которых открывает в будущем широкие перспективы для интеграторов, поставщиков и разработчиков. Один из крупнейших, по словам Александра Мартынова, — это создание электронного паспорта гражданина РФ. «Разговоры об этом идут уже несколько лет, однако к практической реализации мы подошли вплотную только в 2013 году, — отмечает он. — Остался последний шаг: Федеральная миграционная служба должна инициировать разработку и создание нового стандарта паспорта». Ранее, по словам эксперта, были анонсированы и другие не менее крупные ИТ-проекты. Минздрав, к примеру, объявил конкурс по созданию подсистем «Скорой помощи», федеральной среды по оказанию медуслуг. Начаты работы по созданию электронного бюджета Минфина. Несколько конкурсов и аукционов на создание ИТ-систем объявило и МВД, среди них и создание ЦОДа, и разработка прикладных систем. ФНС недавно провела конкурс на строительство ЦОДа. Общая стоимость проекта достигла 5 млрд рублей — это самый дорогой дата-центр, который заказали представители госструктур. Активизировались и представители российской судебной системы. Специализированными программными продуктами и инфраструктурными решениями заинтересовались как суды общей юрисдикции, так и арбитражные. Словом, в ближайшие несколько лет ИТ-разработчики в нашей стране без дела не останутся. Более того, как рассказывает Евгений Ефименко, сейчас даже наблюдается вторая волна информатизации, связанная с обновлением существующего парка программно-аппаратного обеспечения и модернизацией инфраструктуры.

Особо, по мнению эксперта, следует отметить столицу как лидера по внедрению ИТ. «Москва по многим направлениям информатизации опережает не только другие регионы, но и федеральные органы власти, — подчеркивает он. — Достижения Москвы становятся образцом для всех». В этом году, к примеру, столичное правительство показало на выставке HannoverMesse свой проект «Московский квартал», содержащий перспективные инфраструктурные решения в области коммунального хозяйства и обустройства городской среды, в рамках которого компания SAP представила ряд своих предложений для создания «умных городов».

По словам генерального директора «SAP СНГ» Виталия Постолатия, «умные технологии» — основа любого мегаполиса будущего, они позволяют управлять городом как единой системой и вывести на новый уровень качество жизни в нем. «Решения для управления безопасностью, анализа данных и повышения экономической эффективности процессов городского управления успешно используются в крупнейших мегаполисах мира, позволяя не только сделать эти города более удобными для жизни, но и рационально использовать бюджетные средства,— поясняет он. — Например, централизация процессов управления городским хозяйством позволила повысить с 85% до 98% показатель оплаты муниципальных счетов в Кейптауне, при этом годовая экономия бюджетных средств составила более $100 млн».

В России же как раз ЖКХ наряду с социальной сферой, спортом и культурой, по мнению большинства опрошенных «Профилем» игроков ИТ-рынка, сейчас в аутсайдерах по уровню проникновения ИТ. «Вероятно, это связано с тем, что бюджет в первую очередь выделяется на управление финансовыми ресурсами, недвижимостью и обеспечение национальной безопасности, — предполагает Евгений Ефименко. — Но по мере решения указанных задач средства начинают поступать и на информатизацию социальной сферы».

При этом разрыв в уровне ИТ-оснащенности между отдельными субъектами на муниципальном и региональном уровнях, по словам эксперта, еще больше. Причиной тому — ограниченные возможности финансирования, разница в уровне экономического благосостояния этих субъектов, неравные условия на старте. Есть и ряд других факторов — масштабы страны, недостаточная компьютерная грамотность населения в глубинке, слабая заинтересованность высшего руководства, недостаток в ИТ-специалистах и пр.

В любом случае, как отмечает Виктор Серебряков, с каждым годом госсектор относится к инновациям все дружелюбнее. «Опыт внедренных ИТ-проектов и те преимущества, которые получают в итоге госорганы, заметно повысили уровень их готовности к дальнейшей информатизации, — уверен он. — Поэтому ИТ-проектов в этой сфере реализуется все больше, они все более интересны и нестандартны». Конечно, в ходе информатизации госструктур еще возникают специфические проблемы, связанные с неэффективной стратегией формирования бюджета проекта, отсутствием достаточных ресурсов для реализации масштабных проектов, недостаточно высоким уровнем ИТ-грамотности государственных служащих, слабой обратной связью после внедрения информационных систем.

«Информатизация в госсекторе гораздо более инерционна, чем в коммерческом, — продолжает тему Евгений Ефименко. — В связи с необходимостью разработки разнообразных планов, концепций, эскизных и технических проектов цикл разработки и внедрения информационных систем здесь длиннее. От замысла до реализации проходит много времени. Поэтому технологические новинки доходят с большим опозданием, временной лаг может составлять от 2 до 5 лет по сравнению с коммерческим сектором». К примеру, к облачным технологиям государственные организации относятся пока с некоторой осторожностью не только в силу консерватизма, но и потому, что не уверены в полной сохранности своих данных при их обработке и хранении в условиях облачной архитектуры.

Пока отсутствуют точные регламенты и нормативно-справочная база, регулирующая отношения провайдера и потребителя облачных услуг, — для государственной организации это будет оставаться серьезным препятствием на пути перехода в «облака». О том, что срок, который проходит от высказывания идеи до ее реализации, в госструктурах значительно больше, чем в коммерческих компаниях, говорит и Александр Мартынов: «Цикличность бюджетирования, необходимость соответствовать огромному количеству нормативно-распорядительных документов, приказов, корректировок законов и так далее замедляют реализацию проектов, но без этих процедур обойтись невозможно».

При этом, как отмечает Евгений Ефименко, если в коммерческом секторе заказчики, как правило, четко видят и понимают стоящие перед ними задачи, которые они, соответственно, ставят перед подрядчиками, то в государственных структурах с большим интересом рассматривают предложения разработчиков и консультантов. Решения сейчас стали технологически очень сложными, они сочетают интегрированные программные и аппаратные элементы, поэтому требуется больше времени и ресурсов на то, чтобы донести до заказчика весь спектр их возможностей, а также пул решаемых с их помощью задач.

Однако все эти проблемы с каждым годом становятся все менее актуальными, во-первых, в силу получения опыта от набивания шишек на предыдущих проектах, во-вторых, из-за высокого приоритета, определенного задачами по информатизации госсектора на правительственном уровне. Спросили мы наших экспертов и о том, какие технологические решения и услуги, по их мнению, будут востребованы госсектором в ближайшие годы.

Александр Мартынов, к примеру, делает ставку на государственные облачные технологии, системы связи и решения в области информационной безопасности. По мнению Евгения Ефименко, будет и дальше расти спрос на информационные системы, автоматизирующие отдельные функции учреждений и ведомств в регионах, а также в федеральных структурах. В связи с принятием закона об электронной подписи все шире будут внедряться системы электронного документооборота, причем речь идет именно о юридически значимом электронном документообороте. Новым перспективным технологическим направлением эксперт считает Big Data («большие данные») и связанный с ним новый класс решений в области аналитических технологий и систем под названием Data Discovery. Область их применения в госструктурах огромна — это и политология, и социология, и сфера общественной безопасности, и электронное правительство.

В свою очередь, Виктор Серебряков полагает, что стоит ожидать проекты, направленные на повышение доступности информационных услуг государственных органов для граждан и бизнеса. Причем речь идет как об увеличении количества предоставляемых сервисов, так и об их максимальной открытости. Соответственно, можно ожидать востребованность мобильных приложений, геоинформационных систем, порталов All-in-one, объединяющих информационные ресурсы госсектора не по принципу ведомственной принадлежности, а по принципу целевых аудиторий и связанных информационных запросов граждан и бизнеса.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Александр Мартынов,

директор дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп»:

«Наша компания принимала участие в реализации многих проектов, в которых заказчиком выступали те или иные государственные структуры. Один из наиболее значимых — разработка и создание ИКТ-инфраструктуры XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани. Наши специалисты участвовали в строительстве основного и резервного ЦОДов, которые использовались для запуска информационных систем, обеспечивающих жизнедеятельность Универсиады. Мы разработали и создали магистральную сеть, которая соединила все объекты мероприятия, спроектировали и проложили сети непосредственно на объектах, в спортивной деревне и на аренах. Построили одну из крупнейших в России сеть Wi-Fi. Кроме того, команда специалистов «Энвижн Груп» во время Универсиады круглосуточно дежурила, поддерживая бесперебойность работы всех систем. Благодаря этому мероприятие прошло на высочайшем технологическом уровне. Заслуги сотрудников нашей компании были отмечены руководством Республики Татарстан».

Статья на сайте журнала «Профиль»