Распечатать

Прямые инвестиции № 11, 2005

Телемост для пациента

16 ноября 2005

Прямые инвестиции № 11, 2005

Телемост для пациента

Ирина Воробьева

В апреле этого года на выставке Hannover Messe-2005, где российские компании были представлены как никогда широко, повышенный интерес посетителей и участников привлек стенд, демонстрирующий возможности телемедицины. На экране, в частности, в реальном времени транслировалась операция на сердце, происходящая в операционной знаменитого Бакулевского центра в Москве. По прогнозам специалистов темп роста продаж телемедицинского оборудования в России в ближайшее время должен превысить 50\%.

Телемедицина сегодня с возрастающими темпами применяется в медицинских учреждениях мира, и Россия здесь не исключение. 

ТелемедицинаРассказывает Сергей Головин, заместитель директора компании NVision Group -- одного из ведущих системных интеграторов на рынке телемедицинского оборудования России: «Телемедицинский проект «Москва-регионы России» появился еще восемь лет назад, но в то время не получил широкого распространения. Сейчас рынок начал расти. С одной стороны, сказывается существенная поддержка государством. Развитие телемедицины предусматривает госпрограмма «Электронная Россия», так что в основном создание телемедицинских центров в региональных больницах оплачивает местный бюджет, в особенности в этом преуспели благополучные регионы, например, такие как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В первом власти планируют подключить около 20 местных лечебных учреждений к телемедицинской системе Российской ассоциации телемедицины, которая охватывает 110 медицинских организаций, в том числе 18 ведущих медцентров в Москве и Питере. Наша компания уже подключила пять лечебных учреждений округа. Теперь у них есть возможность связываться с медцентрами в Москве, Ростове, Якутске и в других городах. Помимо центра им. Бакулева, среди них -- НИИ нейрохирургии им. Бурденко, НИИ детской гематологии Минздрава РФ, институт ревматологии РАМН. К тому же оборудование сейчас стоит не так дорого, как десять лет назад, да и технологии, те же каналы связи, развиты настолько хорошо, что приносят реальную пользу. В целом за последние два года наша компания установила несколько десятков таких центров по России -- и муниципальных больницах, и в корпоративных. Так, «Газпром» и «РЖД» планируют в ближайшее время оборудовать свои подведомственные больницы телемедицинскими центрами. Железнодорожники собираются установить телемедицинские центры на поезда, связав таким образом отдаленные областные и районные учреждения с ведущими российскими центрами. Телемедицинские сеансы связи возможны и с заграничными специалистами, например, в Германии или Великобритании».

Договариваются о консультации врачи просто. Рассказывает Валерий Столяр, руководитель отдела современных информационных технологий научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, исполнительный секретарь российской ассоциации телемедицины: «Врачи какой-либо больницы часто обращаются к нам с просьбой организовать консультацию со специалистом Бакулевского института. Мы согласовываем время и устраиваем сеанс связи». В день нашего разговора в институте были запланированы консультации четырех больных из Сургута, Саратова, и Смоленска. «Как правило, беседа происходит по инициативе местных врачей, считающих, что это необходимо для полного прояснения ситуации с тем или иным больным, -- рассказывает Столяр. -- Но, бывает, и сами больные хотят получить дополнительные сведения. Мне запомнился случай, когда врачи региональной больницы выявили порок сердца у еще неродившегося малыша. Обычно доктора, не имеющие большого опыта в перинатальной кардиологии, предлагают прервать беременность. Но тогда будущий дедушка узнал, что в области действует телемедицинский центр, и попросил организовать консультацию. Наши специалисты выяснили, что это не настолько тяжелый случай и ребенка следует сохранить».

Стоимость консультации, по словам Столяра, обходится пациенту в 2,5-3 тыс. руб., из них консультирующей стороне перечисляется 1 тыс., остальное идет на оплату услуг связи. Но сам больной платит далеко не всегда -- все зависит от конкретной больницы, порой рассчитывается местный бюджет.

Оборудование для такой связи импортное (российских аналогов такого же качества еще не существует). Его продажей, установкой и подключением занимаются специализированные компании -- системные интеграторы  (например, NVision Group -- крупнейший партнер норвежского производителя TANDBERG в Восточной Европе и странах СНГ). На вопрос: чего же сложного в установке и подключении и не могут ли врачи делать это самостоятельно? представитель NVisionGroup ответил, что как и любую другую технологически сложную работу, создание телемедицинского центра лучше поручить специалистам, имеющим опыт реализации подобных проектов. «Но зато и работать с этим оборудованием, -- говорит Сергей Головин, -- не сложнее, чем с телевизором. Проблема, однако, в том, что врачи крайне неохотно внедряют любые новые технологии, которые, как им кажется, не имеют прямого отношения к медицине. Например, не так давно мы предлагали работникам одного из региональных департаментов здравоохранения установить телемедицинский центр в одной из их больниц. Местное начальство согласилось, но установку откладывает до сих пор».

Стоимость телемедицинского центра зависит от комплектации. В целом цена с учетом подведения канала, подключения и инструктажа по обращению колеблется от $10 до $30 тыс. Средняя стоимость центра для медицинского НИИ или крупной больницы -- от $20 до $50 тыс. (предполагается установка больших экранов и специальная подготовка помещения, позволяющая видеть на экране лицо больного без искажений). Стоимость использования каналов связи во время сеанса сравнима со стоимостью большого трафика интернета, то есть месяц регулярного использования центра обойдется примерно в $700. В случае, если планируется телеобучение с демонстрацией операций, то демонстрационный зал следует оборудовать несколькими экранами. К новому же направлению в этой области относится домашняя телемедицина. Речь идет о дешевом комплекте телемедицинского центра стоимостью в $2-3 тыс. для дистанционного мониторинга состояния пациента, проходящего лечение дома. 

«Объем рынка подобного оборудования в России, конечно, нельзя сравнить с нефтяным, -- продолжает Сергей Головин, -- но за последние два года он составлял примерно $25 млн. ежегодно. При этом темпы роста рынка за прошлый год у нас выше: за границей 25\%, а в России -- 50\%, и этот показатель, я думаю, в скором времени еще увеличится, поскольку начнется более масштабное применение высоких технологий».

Валерий Столяр: «Затраты на такой телемедицинский центр, как у нас, а он стоит около $25 тыс., окупаются примерно за полгода интенсивной работы. Что до региональных больниц, которые обзаводятся высокотехнологичным оборудованием на бюджетные деньги (исключение составляют корпоративные медучреждения, где центры оплачиваются из бюджета организаций), то Якутия, например, сэкономила в прошлом году 430 тыс. бюджетных рублей на том, что больных консультировали в телемедицинском центре, а не отправляли в ту же Москву. Эти проекты предоставляют возможность больным, удаленным от ведущих специалистов, быстро получать медицинскую помощь на достаточно высоком уровне без затрат на дорогу. Особенно это важно в случаях, когда пациент вовсе нетранспортабелен или у него есть сопутствующие заболевания (например, помимо порока сердца, еще и воспаление легких), препятствующие немедленному приезду для операции, в частности, у на с. В определенных слу чаях врачи с учетом наших консультаций самостоятельно справятся с лечением на месте. Также эта технология позволяет докторам повышать свой профессиональный уровень -- ведь они общаются с уникальными специалистами, докторами первой величины. Так, консультации по диагностике порока сердца у еще неродившегося ребенка проводятся только в институте Бакулева, но ехать к нам с другого конца страны -- сложно и дорого, тем более что иногда нужно оперативно решить, как поступить врачам».

Елена Беспалова, заведующая перинатальным кардиологическим отделением Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева: «К сожалению, по моему профилю видеоконференции пока проходятся нечасто. Врачей еще нужно научить заподозрить порок сердца, так что за консультациями к нам обращаются врачи-гинекологи, функциональные диагносты обращаются, как правило, только после того, как прослушают у нас курс на эту тему. В Сургуте, к примеру, где недавно прошла консультация по ведению 34-летней беременной женщины, я читала лекции в прошлом году. Есть проблемы и с технологией -- на этот раз связь была не очень хорошая».

Телемедицинский центр – подразделение медицинского учреждения, оказывающее при помощи современных телекоммуникационных технологий, в частности, видеоконференцсвязи, услуги дистанционных консультаций пациентов или интерактивного телеобучения врачей. Его основу составляет система видеоконференцсвязи, обеспечивающая студийное качество звука и видео в ходе видеодиалога врачей и пациентов, находящихся порой друг от друга за тысячи километров. Помимо нее, центр включает видеокамеры, аудиооборудование и систему визуализации (это может быть как обычный телевизор, так и плазменные панели). К системе видеоконференции можно подключать компьютер, скажем, для трансляции презентации, медицинский сканер или документальную камеру, чтобы обсудить с консультантом кардиограмму или снимок сердца больного, находящегося, скажем, в центральной больнице города Саратова. При этом на экран нетрудно вывести несколько картинок -- допустим, не только трансляцию какой-либо уникальной операции, которую с помощью этого оборудования могут посмотреть врачи в разных городах, но и показатели давления, пульса оперируемого больного. К этой же системе при желании подсоединяется медицинское программное обеспечение, позволяющее использовать специализированную базу данных. Она пригодится, если, к примеру, в Ханты-Мансийске оперативно понадобится информация о симптомах какого-либо заболевания. Необходимые для работы такого центра каналы связи (они должны передавать не менее 256 килобит в секунду) уже проложены во многих регионах страны. Для «Стрим-ТВ», к примеру,  требуется более мощный канал. Для работы же мобильного варианта системы, позволяющего консультировать больных в местах катастроф и стихийных бедствий, подключается спутниковый терминал. Существуют мобильные варианты телемедицинских комплексов на базе реанимобиля.