Распечатать

Рыболовство под контролем

Журнал «Большой бизнес» (№ 5, 2010 г.) рассказывает о подходах к созданию ситуационно-кризисных центров на примере проекта «Энвижн Груп» для Росрыболовства.

3 мая 2010

Чтобы эффективно управлять отраслью, особенно такой сложной и многогранной, как рыболовство, необходимы соответствующие инструменты, позволяющие оперативно оценить реальное состояние индустрии, предсказать тенденции развития и проанализировать возможные последствия тех или иных управленческих решений. В Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовство) для этого создается Ситуационный центр (СЦ). Разработка научно-методического и технологического обеспечения СЦ осуществлена компанией «Энвижн Груп», выигравшей конкурс на проведение НИОКР.

В последнее время концепция создания ситуационных центров как комплексных информационно-аналитических систем поддержки, принятия и контроля исполнения управленческих решений приобрела большую популярность. В мире сейчас работает около 300 СЦ, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций. Причем половина из них — в США. Так, президента Соединенных Штатов обслуживают пять ситуационных центров. Несколько десятков таких центров существует в Европе. Например, в одной только Норвегии их десять. Один из самых технически оснащенных ситуационных центров находится в распоряжении правительства Германии и служит для углубленного анализа социальных, экономических и политических проблем.

В России одним из первых прообразов ситуационного центра стал оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. На основе отработанных в нем решений был создан Центр управления кризисными ситуациями МЧС. В 1994 году был создан СЦ в Совете безопасности при президенте РФ. Всего же на сегодня в нашей стране действует порядка 30 ситуационных центров. На федеральном уровне созданы СЦ в правительстве, администрации президента, в ряде силовых министерств, федеральном министерстве природных ресурсов, в госкорпорации «Росатом». На региональном уровне — ситуационные центры мэра Санкт-Петербурга, губернатора Красноярского края, полпредов президента. Планируется, что сеть СЦ в органах государственной власти будет существенно расширена: для губернаторских структур предполагается создать около 80 таких центров, в министерствах и ведомствах – порядка 50, а в органах управления муниципальными образованиями – около 2 тысяч.

Мониторься, рыбка — большая и малая

В прошлом году руководство Федерального агентства по рыболовству РФ ( «Росрыболовство») инициировало масштабную модернизацию отраслевой системы мониторинга. Центральной частью данного проекта должно стать создание инфокоммуникационного комплекса, или, иначе, ситуационного центра. Разработка научно-методического и технологического обеспечения СЦ Росрыболовства, включающая обоснование спектра его задач, разработку облика и требований к необходимой функциональности, выполнена компанией «Энвижн Груп», которая выиграла конкурс на проведение НИОКР.

Данная инициатива — отнюдь не дань моде, и возникла она вовсе не в рамках исполнения требований руководства страны в плане более интенсивного применения информационных технологий в работе государственных учреждений. Решение о создании ситуационного центра продиктовано исключительно необходимостью.

Как известно, перед рыбной отраслью страны стоит сейчас довольно нелегкая задача: обеспечить наше население рыбой и морепродуктами отечественного производства не менее чем на 80%. Именно такая задача для индустрии рыболовства поставлена в Доктрине продовольственной безопасности РФ. И хотя руководитель Росрыболовства Андрей Крайний говорит, что российские рыбаки, в целом, готовы обеспечивать соответствующие уловы, но сам же и недоволен нынешним положением дел в своей отрасли. «Что 11-е место на Олимпиаде в Ванкувере, что седьмое место в мировом рыболовстве нас не может удовлетворять», — говорит он.

Главу рыбного хозяйства России можно понять — в 80-е годы наша страна не опускалась ниже второй строчки в мировых рейтингах по объемам вылова рыбы и морепродуктов. Однако в 90-е отечественное рыболовство постепенно сдавало свои позиции. Уловы во всех укрупненных районах добычи снижались, причем более 90% рыбы уходило за рубеж в качестве сырья. В то же время на прилавках наших магазинов стало появляться все больше дорогих импортных рыбопродуктов, зачастую не лучшего качества.

Что только не предпринималось за два десятилетия, чтобы как-то выправить положение дел в отрасли! Несколько раз система госуправления рыбным хозяйством подвергалась реформированию, сопровождавшемуся сменой органов управления и разграничением полномочий между различными службами. Однако в результате подобных преобразований эффективность государственного контроля, особенно в сфере охраны и сохранения водно-биологических ресурсов, не повысилась. Система управления усложнялась, а работа отрасли при этом становилась менее эффективной.

В последние год-два в результате активной и целенаправленной деятельности нового руководства Росрыболовства, включающей инициативы по реформированию нормативно-законодательной базы, усиление контроля за соблюдением законодательства, негативные тенденции удалось приостановить. Тем не менее, принятых мер пока недостаточно для того, чтобы окончательно переломить ситуацию. И сейчас одна из серьёзнейших задач, стоящих перед Росрыболовством — вывести систему управления отраслью на качественно новый уровень, сделать её по-настоящему эффективной, способной оперативно и гибко реагировать на любые ситуации.

Понятно, что этого невозможно добиться, не владея полной, достоверной и своевременной информацией. Поэтому и придается такое значение созданию ситуационного центра. «Целью данного решения является обеспечение руководителей отрасли адекватной и исчерпывающей информацией о положении в отрасли по различным параметрам, в том числе о состоянии объектов рыбохозяйственного комплекса, осуществление мониторинга экономической активности, на базе которых станет возможным аналитическое прогнозирование развития рыбной индустрии», — отмечает руководитель Административного управления «Росрыболовства» Олег Баранник.

Ситуационный центр Федерального агентства будет создан на основе собственного решения «Энвижн Груп» — универсальной интеграционной платформы «NаVиGатор», предназначенной для построения полнофункциональных центров управления в масштабах отрасли. На сегодняшний день аналогов этому решению не существует.

Функция — мозговой центр

В современном понимании ситуационный центр — это комплекс методических и технических средств сбора информации из большого количества источников, нацеленный на выработку эффективных управленческих решений. В литературе нередко приводится графическое изображение IT-инфраструктуры в форме пирамиды, на вершине которой находится ситуационный центр. Однако правильнее и точнее представлять СЦ в виде стержня, пронизывающего эту пирамиду сверху донизу, то есть решения, реализуемого на всех уровнях информационно-технологической инфраструктуры.

«СЦ прежде всего — это инструмент топ-менеджмента для обеспечения непрерывности управления, включая решение стратегических задач, контроль текущей оперативной обстановки и получение информации для быстрого принятия решений в кризисных ситуациях», — считает генеральный директор «Энвижн Груп» Алексей Нащекин. Он должен обеспечивать поддержку всего спектра задач на этапах замкнутого управленческого цикла «мониторинг — анализ — решение — планирование — исполнение» (цикла МАРПИ).

Для каждого этапа этого цикла целесообразно предусматривать три базовых режима функционирования ситуационного центра: повседневного мониторинга обстановки, проведения плановых мероприятий и режима нештатных ситуаций.

В режиме повседневного мониторинга выполняется комплекс мероприятий по сбору, накоплению и обеспечению сохранности текущих данных заданного состава, получаемых как из ведомственных информационных систем, так и из различных внешних источников. Причем качество этих данных должно контролироваться в соответствии с определенными, заданными критериями. После обработки данных рассчитываются обобщенные индикативные показатели, характеризующие текущее состояние всей отрасли или отдельных процессов. С помощью таких ориентиров отслеживаются отклонения в поведении контролируемых систем или процессов от заданных параметров. На основе анализа потоков стандартизированной информации по определенным алгоритмам формируются рекомендации для принятия текущих решений, и выполняются операции корректирующего управления. Следует подчеркнуть, что построение эффективной системы оперативного управления на базе непрерывного комплексного мониторинга невозможно без внедрения принципов индикативного управления, так как масштаб самой задачи и число отслеживаемых показателей огромны.

Режим проведения плановых мероприятий — форма использования информационно-коммуникационных возможностей СЦ при организации мероприятий, выходящих за рамки его повседневной деятельности. Например, проведение масштабных совещаний, стратегическое планирование, подготовка сводных докладов и т. п. Как правило, в подобных случаях требуется целенаправленный сбор дополнительных сведений по определенной тематике или использование специализированных методов обработки и представления информации, включая методы целевого моделирования и прогнозирования развития обстановки, подготовку экспертных заключений, задействование форм коллективного обсуждения и анализа принимаемых решений и т. п. Поэтому к проведению таких мероприятий нужно готовиться заблаговременно.

Режим реагирования в нештатных или чрезвычайных ситуациях требует, помимо оценки конкретной обстановки и оперативного прогноза ее возможного развития, также организации и поддержания взаимодействия с участниками событий, экспертами, оперативными органами других ведомств. Отличительной особенностью таких ситуаций является угроза значительного ущерба, необходимость экстренного реагирования при недостатке и неопределенности информации об обстановке, малой предсказуемости ее развития. В этом режиме осуществляется оперативная идентификация события, классификация ситуации, проводится оповещение и сбор целевой группы реагирования, организуется непрерывный мониторинг и оценка обстановки, создаются каналы связи с участниками событий. А также организуется взаимодействие с другими ведомствами и органами исполнительной власти, подготовка докладов и информационных сообщений. Готовность к реагированию в нештатных ситуациях достигается тщательной предварительной проработкой всех этих вопросов, подготовкой набора стандартных сценариев и практическим обучением персонала действиям в таких условиях.

«Кирпичи» для системы

Базовую функциональность СЦ на этапах управленческого цикла обеспечивает программный комплекс, включающий множество взаимосвязанных подсистем и программных приложений. В ходе разработки СЦ Росрыболовства специалисты «Энвижн Груп» сформулировали обобщенные требования к составу и функциональности приложений и сгруппировали их в несколько блоков: сбора и первичной обработки данных, хранения информационно-аналитических данных, представления параметров и данных, поиска и аналитической обработки информации, анализа и поддержку принятия решений. В общей сложности выделено девять блоков приложений, обеспечивающих различные стороны функционирования СЦ.

На базе комплекса решений обеспечивающего уровня формируются и соответствующие требования к составу и функциональности технической инфраструктуры СЦ. Технический уровень представляет собой взаимосвязанный и согласованно действующий набор аппаратуры, телекоммуникационных и инженерных систем, а также системное ПО. Все это поддерживает бесперебойную и непрерывную работу подсистем обеспечивающего уровня. Разумеется, инфраструктура СЦ должна быть естественным образом встроена в общую ИКТ-инфраструктуру отрасли.

Устраивать ситуационный центр следует в помещении, обеспеченном электропитанием, системами климат-контроля и пожарной безопасности. В процессе создания СЦ эти площадки будут дополнительно оснащаться инженерными и коммуникационными системами, а также программно-аппаратными комплексами требуемой функциональности.

Формируя требования к системам технического уровня, целесообразно группировать их по таким крупномасштабным инфраструктурным блокам, как мультисервисная сеть передачи данных для информационного обмена, центр обработки данных или серверный комплекс, система коллективного представления информации, комплекс систем инженерного обеспечения, система управления инфраструктурой и система информационной безопасности.

Площадка для создания СЦ выбирается таким образом, чтобы максимально обеспечить все условия для его эффективного функционирования. Например, СЦ Росрыболовства, по оценкам специалистов «Энвижн Груп», целесообразно развернуть на базе самостоятельной организации отраслевого уровня, которая располагает собственной материально-технической базой и получает целевое бюджетное финансирование на создание, эксплуатацию и развитие отраслевой информационно-коммуникационной инфраструктуры. Выдвигая данное требование, эксперты исходили из высокой государственной значимости возлагаемых на СЦ задач, необходимости выработки и осуществления единой отраслевой IT-политики. А также из его роли базового органа по внедрению и поддержке всей системы информационного обеспечения деятельности Федерального агентства по рыболовству, включая информационное взаимодействие с другими федеральными министерствами и ведомствами.

В заключение хочется отметить, что решение такой масштабной задачи, как создание отраслевого Ситуационного центра, было подготовлено за достаточно короткое время. Это стало возможным благодаря накопленному специалистами «Энвижн Груп» опыту в других секторах экономики, наличию универсальной разнопрофильной экспертизы и, что немаловажно, отлаженному взаимодействию с экспертами Росрыболовства.

Оригинал статьи в формате PDF (242 Кбайт)