Распечатать

Секрет фирмы, № 10, 2007

В зоне турбулентности.

19 марта 2007

В зоне турбулентности.

iOne представляет пятый по счету рейтинг ИТ-компаний, действующих на российском рынке, составленный по результатам 2006 года. ИТ-рынок находится в состоянии перехода в новое качество, и от этого его немного трясет. Но переход происходит в нужную сторону.

Осторожно, рынок закрывается

Возникшее при составлении предыдущего рейтинга ощущение, что ситуация с информационной открытостью в ближайшее время лучше не станет, а скорее наоборот, полностью подтвердилось. Рейтинговать российские ИТ-компании стало заметно сложнее (западные, за исключением SAP и Microsoft, вообще невозможно).

ИТ-рынок, состоящий в основном из непубличных компаний, не связан формальными обязательствами по информационной открытости. А добровольно предоставляемые сведения искажаются отсутствием общепринятых норм и стандартов в этой сфере. Кроме того, как это бывает каждый год, одни компании подвела нерасторопность PR-службы, другие – начальники, задержавшиеся в Альпах, куда они уехали кататься на лыжах, так что некому было заверить анкету. Кому-то не понравилась своя прошлогодняя позиция в рейтинге. Кто-то если и готов сравниваться, то только в своих узких рыночных нишах. Но все это не ново, со всем этим мы сталкивались и раньше.

Новая тревожная нота – немотивированный отказ некоторых крупных компаний, традиционно заполнявших анкеты. Наши акционеры, говорили нам, решили отказаться от участия в каких бы то ни было рейтингах. Имеют, конечно, право. Но у информационной закрытости есть и оборотная сторона: на непрозрачном рынке можно делать любые предположения. Если, скажем, компания второй год подряд отказывается от участия в рейтинге, а перед этим показала отрицательный рост – можно предположить, что дела у нее идут неважно. Такие отказы поступили от крупного дистрибутора и производителя «Пирит», известного холдинга «Белый ветер», в который входит сеть магазинов «Цифровой» и производственная компания Rover Computers. Какая-то очень сложная реорганизация происходит в «Парусе», где даже отдел маркетинга оказался теперь отдельным юрлицом,– тут уж не до рейтингов. Пять компаний, составляющих холдинг НКК, достаточно самостоятельны, чтобы проводить аудит своих финансовых результатов, но совет акционеров вновь принимает решение предоставить только общую цифру выручки. К тому же неаудированную. С этой цифрой холдинг регулярно оказывается на самом верху рейтингов, и руководители НКК не забывают это подчеркивать, но что происходит в «самом крупном российском ИТ-холдинге» – вот уже два года мало кому известно.

Компания «Открытые технологии», несмотря на произошедшее год назад «выяснение отношений», вновь подводит итоги своей деятельности не по cash flow за отчетный период, а по сумме заключенных договоров (то есть доходам будущих периодов). Довольно оригинально начала сообщать о своих результатах группа IBS. Во-первых, из-за особенностей своего финансового года она это делает с опережением остальных на один квартал, во-вторых, называет теперь деятельность входящих в группу компаний Dealine и Depo Computers «производством и продажами техники», а дистрибуторского бизнеса у группы теперь как бы и нет вовсе. В-третьих, темп роста IBS предпочитает измерять от прошлогодней аудированной цифры к текущей прогнозной, которую аудитор позже, как правило, уменьшает. Впрочем, с этим сталкиваются теперь многие крупные компании.

Все это затрудняет проведение анализа и корректного сравнения, для которого необходима некая общая точка отсчета. Поэтому в отношении некоторых участников рейтинга приходилось делать оценки. Но создается четкое впечатление, что крупным игрокам российского ИТ-рынка информационная открытость сейчас ни к чему. Рынок закрывается. И, в общем, понятно, почему это происходит.

Пристегните ремни
Многопрофильные холдинги, в бизнесе которых большую долю занимают поставки техники, из-за известных проблем с таможней и по ряду других причин не могли должным образом капитализироваться. И в последнее время все крупные игроки ведут между собой дискуссии о том, как за счет сделок слияния и поглощения повысить рыночную долю и диверсификацию бизнеса. Рынок в основном формируют крупные заказчики, и они предпочитают работать тоже с крупными и проверенными компаниями. Но возможности органического роста отнюдь не беспредельны, а конкурентная ситуация в отрасли такова, что соперничать приходится не только с российскими, но и крупнейшими мировыми ИТ-компаниями. Поэтому лидерам приходится выбирать такую стратегию развития, которая обеспечивала бы перспективы роста, в том числе за счет участия в сделках M&A. Для этого нужны заемные средства, процедуры получения которых требуют подготовки, приведения в порядок накопленных активов. Вот компании и предпочитают на этот период информационно закрыться и совершать только те действия и делать те заявления, которые понятны и производят благоприятное впечатление на целевую аудиторию (акционеров, инвесторов).

Российский ИТ-рынок попал в зону турбулентности, и его немножко «трясет». Любой переходный процесс устойчивостью не отличается. Такой период уже пережили ведущие российские операторы связи, когда собирались выходить на фондовые рынки. С рыночной статистикой тогда тоже происходили чудеса. Переживет свой переходный период и ИТ-рынок.

И все же совокупная выручка всех участников нашего исследования превышает $10 млрд. Это как минимум две трети всего объема рынка. Что позволяет нам сделать определенные выводы о текущем раскладе сил и тенденциях на рынке в целом и в отдельных его сегментах.

Фактор Microsoft
Самые быстрорастущие секторы ИТ-рынка – разработка ПО и ИТ-услуги. «Удвоение» Microsoft в 2006 году сделало эту компанию весьма значимым фактором в секторе ПО, который обеспечил его 50-процентный прирост (см. таблицу 1). Правда, фактор этот неоднозначный: Microsoft ведь не только договаривается с крупными российскими предприятиями о легализации своего софта и поставляет своим партнерам «коробки» и OEM-лицензии, но и довольно плодотворно работает в сфере автоматизации корпоративных бизнес-процессов. Поэтому оценить влияние этого фактора трудно, но и без него сектор растет внушительными темпами – около 37% (год назад – 38%). Традиционно основные проблемы при составлении рейтинга связаны с сектором ИТ-услуг. Реализация ИТ-проектов предполагает поставки оборудования и ПО (если, конечно, это не чисто консалтинговый проект). Но уж слишком произвольно компании трактуют понятие «услуги», и грань между простой поставкой сервера и решением с его помощью бизнес-задач заказчика каждый определяет сам. Поэтому в этой категории мы составляем два рейтинга: с учетом доходов от проектных поставок ( таблица 2) и без учета таковых (таблица 2а). При этом во втором случае мы исключили компании, которые не могут или не хотят адекватно выделить в своих доходах от ИТ-услуг долю проектных поставок.

«Очищенный» от проектных поставок сектор ИТ-услуг показал 45% роста (год назад – 35%). Сектор действительно растет очень быстро, хотя компании, пожалуй, все же выдают отчасти желаемое за действительное.

О ситуации в секторе производителей компьютерного оборудования (таблица 3) что-либо определенное сказать трудно – статистическая база невелика. Отметим только возвращение после прошлогодней стагнации довольно высоких темпов роста крупнейшего российского производителя Kraftway. Компания планирует к лету завершить свой затянувшийся проект по строительству в Обнинске нового производственно-логистического комплекса, в который она вложила $20 млн.

Дистрибуторский бизнес (см. таблицу 4), несмотря на таможенные «чистки», вырос на 19% (24,5%, если рассматривать только ту выручку, которую компании записали в графу «классическая и компонентная дистрибуция», и не считать проектные поставки). Возможно, рост был и больше (в прошлом году было много поставок в госсектор), но не все игроки афишируют свои достижения. Поставки «железа» и софта по-прежнему составляют наиболее весомую долю российского ИТ-рынка (около 60%), но с каждым годом она становится меньше.

Общий рост ИТ-рынка в 2006 году (оценка по базе участников рейтинга) составил около 28%. Мининформсвязи в начале года объявило гораздо более скромную цифру – 17,3%, но чиновники не вполне уверены в своих методах измерения рынка. Заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев в недавнем интервью iOne говорил: «Мы считаем, если структура рынка меняется в сторону ИТ-услуг (реального увеличения ВВП, создаваемого на территории России), то темпы роста пусть снижаются хоть до нуля. В этом случае рост рынка не так важен, важна структура этого роста». Структурный сдвиг налицо. Вычисляемое по базе участников рейтинга отношение доходов от дистрибуции и производства ПК («поставки») к доходам от разработки ПО и ИТ-услуг («сервис») в 2003 году составляло 2,05, в 2004-м – 1,92, в 2005-м – 1,8, а в 2006-м – 1,7. Структура роста, хотя и не очень быстро, меняется в нужную сторону, но к снижению темпов это пока не приводит.

Таблица 5: Крупнейшие компании российского ИТ-рынка
Методика рейтингования
Компании ранжируются по безразмерному индексу, характеризующему масштаб их бизнеса. В первую очередь он определяется выручкой (с коэффициентом 0,9), которую компании получили за 2006 год (в соответствии с бухгалтерской отчетностью). Но не только. Свой вклад в индекс вносят также общий штат сотрудников компании, клиентская диверсифицированность бизнеса (величина, соответствующая количеству клиентов, приходящихся на одного продуктивного специалиста) и наличие филиальной сети. Индекс рассчитывается по формуле:

Индекс(i) = 0,9 х Ai/Amax +0,05 х Bi/Bmax + 0,025 х (Ci/Bi’)/(C/B’)max +0,025 х Di/Dmax,

где Ai -- выручка компании за отчетный период; Bi -- общий штат сотрудников, Bi’ -- количество продуктивных специалистов; Ci -- количество контрактов за отчетный период; Di -- количество филиалов, дочерних компаний. Все величины нормируются на максимальное значение по группе.

Рейтинг составляется в четырех категориях в соответствии со структурой доходов компаний. При сравнении разработчиков ПО мы учитывали доходы не только от продажи лицензий (коробок), но и от ИТ-услуг, связанных с внедрением и поддержкой своих продуктов. При сравнении поставщиков ИТ-услуг рейтинг составлялся как без учета их доходов от проектной дистрибуции (поставок оборудования и ПО в рамках своих проектов), так и по полной выручке от ИТ-услуг. В категории дистрибуторов при расчете индекса использовались первые три слагаемых формулы, в категории производителей ИТ-оборудования -- первое, второе и четвертое. Характеристикой эффективности бизнеса служит величина, соответствующая выручке в расчете на одного продуктивного специалиста (удельная выручка). Она определялась как относительно максимальной, так и относительно средней величины по категории.