Распечатать

Система «одного окна» делает жизнь москвичей комфортнее

Милош Вагнер, руководитель проектов «Энвижн Груп» Linux

29 января 2009

Облегчить жизнь граждан при получении различных государственных документов, упростив процедуры общения с органами власти, руководство Москвы решило в 2005 году.
 
Этот упрощенный режим был назван режимом «одного окна», так как было принято, что граждане должны подать заявление на подготовку документа и получать готовый документ в одном и том же «окне», что исключало необходимость общения с чиновниками, принимающими решения при подготовке документов. Также было решено, что запрашивать промежуточные документы и согласования, необходимые для подготовки итогового документа, организация должна без участия заявителя. Такой подход отражает реализацию положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации в части повышения качества и оперативности предоставления государственных услуг населению.
 
Для реализации современного подхода в области обеспечения населения новым уровнем предоставления государственных услуг была проведена колоссальная работа: сформирован и утвержден реестр документов, выдаваемых городскими организациями, утвержден единый регламент работы в режиме «одного окна», а также регламенты подготовки более 170 документов в режиме «одного окна».
Почти одновременно с началом работы в режиме «одного окна» было начато создание общегородской информационной системы обеспечения деятельности городских организаций в режиме «одного окна». Работы по созданию общегородской системы проводила (а с 2008 года возглавляет) компания «Энвижн Груп» - признанный лидер в области системной интеграции.
 
«Энвижн Груп» специализируется на разработке и внедрении инновационных и технологичных решений в области создания информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, выполняя проекты для многих крупнейших российских компаний и государственных организаций.
 
В течение 2006 года было проведено широкомасштабное обследование деятельности органов власти города Москвы по подготовке документов в режиме «одного окна». По результатам обследования были определены документы, подготовка которых требовала автоматизации при помощи общегородской системы «одного окна» в первую очередь.
 
В частности, в течение 2007 года были автоматизированы регламенты подготовки городскими организациями таких документов, как удостоверение многодетной семьи города Москвы, договор передачи жилого помещения в порядке приватизации, извещение о предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В ходе информатизации регламентов сотрудникам организаций был предоставлен авторизованный доступ к базам данных различных городских организаций, что позволило уменьшить количество документов, требуемых от заявителей, а также сократить фактический срок подготовки указанных документов. Например, созданы все условия для снижения срока подготовки договора передачи в собственность имущества в порядке приватизации в 2 раза - с 60 до 30 дней, осталось утвердить это нормативно.
 
Следующим этапом стала организация электронного межведомственного взаимодействия, что позволило обеспечить согласование документов в электронном виде, подготовку документов по электронным запросам и получение по запросам документов из электронных архивов.
 
В течение 2008 года были автоматизированы регламенты подготовки еще 27 документов городскими организациями, что позволяет удовлетворить порядка 85 % всех обращений граждан в режиме «одного окна». На сегодняшний день все автоматизированные регламенты введены в эксплуатацию. Среди них регламенты подготовки договора аренды земельного участка, договор аренды нежилого фонда, разрешение на строительство, договор на право пользования жилым помещением и др.
 
Важной особенностью системы является входящий в ее состав портал «Электронная приемная», посетители которого могут дистанционно получить всю интересующую их информацию о работе органов власти Москвы в режиме «одного окна», а также подать заявку на подготовку некоторых видов документов  или получить онлайн-консультацию сотрудников БТИ и инженерных служб (бывших ЕИРЦ).
 
В планах развития системы – совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия, автоматизация процессов подготовки документов в создаваемых по всему городу Центрах обслуживания населения и организаций, а также расширение спектра услуг, предоставляемых на портале «Электронная приемная».
 
Linux