Распечатать

Созрели быть крупнейшими

«Эксперт-Юг», 22.10.2012 г. Интервью директора «Энвижн-Краснодар» Александра Копылова

23 октября 2012

Компания «Энвижн» осуществляет активную географическую экспансию, открывая полнофункциональные филиалы в крупнейших городах Юга. Только так, по мнению директора краснодарского филиала Александра Копылова, можно добиться мощной динамики роста.

Рынок системной интеграции — один из самых «взрослых» сегментов ИТ-отрасли Южного федерального округа и при этом один из самых сложных для развития. С одной стороны, на нём работают сотни, если не тысячи мелких игроков, предлагая тривиальные решения по низким ценам. С другой, убеждать руководителей активнее инвестировать в ИТ-инфраструктуру тяжело: в силу менталитета эти затраты часто квалифицируются как убытки, а не как вложение в инструментарий развития бизнеса. В таких условиях удерживать позиции на рынке, а тем более увеличивать долю можно только за счёт широкого спектра компетенций и умения работать со «сложными» (как по уровню проектов, так и в плане коммуникации) заказчиками.

Директор «Энвижн-Краснодар», филиала ЗАО «Энвижн Груп», Александр Копылов считает, что компания готова к многочисленным согласованиям и непростым по структуре проектам. К этому обязывает и репутация, и цель — стать интегратором «первого выбора» как в макрорегионе, так и по стране в целом.

Наращивание технических «мускулов»

— Что стало «локомотивом» ИТ-интеграции в 2012 году? Какие тренды обозначаются сейчас и появятся в ближайшем будущем?

— Отечественный рынок в последнее время претерпел значительные изменения, которые касаются сосредоточения основных сил и ресурсов крупных игроков. Одни теряют позиции, не успевая идти в ногу со временем, другие их упрочивают, выпуская на рынок собственные интеллектуальные продукты.

По нашим прогнозам, эта тенденция сохранится ещё несколько лет. Заказчики испытывают острую потребность в таких ИТ-услугах, как аудит, консалтинг, аутсорсинг. Как следствие, происходит наращивание технических «мускулов», интеллектуальных ресурсов, консолидация нишевых компаний.

Дальнейшая ситуация развития видится такой: на рынке останется несколько крупных игроков, которые будут бороться не просто за клиентов, а за целые сегменты, предлагая свои компетенции, воплощённые в работающих решениях.

— Какие решения сейчас наиболее востребованы? Как заказчики относятся к расходам на ИТ?

— Прежде всего популярностью пользуются комплексные телеком-проекты. Ещё недавно ключевым направлением было внедрение голосовых сервисов, а сейчас интерес смещается к передаче контента и динамическим интеллектуальным сервисам. Такие услуги открывают операторам источники дополнительных доходов, и они охотно инвестируют в эти решения, надеясь в будущем иметь диверсифицированный бизнес.

Кроме того, востребованы масштабируемые облачные сервисы и решения по виртуализации. Они позволяют гибко подстраиваться под нужды бизнеса и осуществлять внедрение в кратчайшие сроки.

— В чем вы видите основные ограничения при реализации проектов для крупных компаний?

— Главный «подводный камень», с которым приходится сталкиваться, — неточно поставленная задача. По ходу игры заказчик начинает менять правила — желаемые сроки, техническую реализацию, результат на выходе. При таком сценарии сложность проекта резко возрастает. Конечно, нам важно достичь консенсуса по всем вопросам как можно раньше, но мы исходим из того, что заказчик диктует условия, поэтому готовы согласовывать всё снова и снова.

Многообразие ИТ-систем нас не пугает: мы умеем «подружить» между собой продукты различных производителей. «Зоопарк» мешает самому заказчику, поэтому зачастую одной из основных целей модернизации является приведение всех систем к «одному знаменателю». Специалисты «Энвижн Груп» имеют богатый опыт унификации и построения сложных мультивендорных решений.

Отличие — в полноценности

— Сейчас компания развивается в регионе, открывает новые филиалы. Географическая экспансия — это часть стратегии развития?

— У нас есть амбициозная цель — стать компанией «первого выбора». Для этого нужно, в частности, расширять филиальную сеть. Таким образом мы становимся ближе к местным клиентам, чтобы предлагать им полный спектр технологических решений и компетенций нашей общей команды.

— Рынок Ростова и Краснодара имеет высокую конкуренцию в сегменте ИТ-интеграции. Какие цели и задачи стоят перед филиалами в этих городах?

— В такой «плотной» среде мы чувствуем себя вполне комфортно. Часть стратегии «Энвижн Груп» состоит в том, что филиал должен быть полноценной «боевой единицей», способной самостоятельно решать технические задачи любой сложности и предлагать весь набор услуг. В каждом представительстве работает команда квалифицированных технических экспертов, продавцов, менеджеров проектов. Поэтому большинство проектов мы выполняем без привлечения коллег из других филиалов. Наша основная тактика — оперировать широким спектром решений, впечатляющим даже конкурентов.

— Недавно компания открыла филиалы в Ставрополе и Волгограде. Вы отмечаете усиление инвестиционной активности в этих регионах?

— Да, исторически сложившаяся картина меняется: деятельность по интеллектуальной интеграции в регионах постоянно нарастает. Сначала технологическая «волна» накрывает центры федеральных округов, а затем доходит до центров областных. Получается, что спрос местных рынков на инновационные решения и сервисы в шаговой доступности достаточно велик, а предложений по системной интеграции явно мало. Благодаря открытию новых филиалов мы собираемся устранить этот разрыв.

— Откуда исходит активный спрос? Каких решений он касается?

— Сегодня ИТ-модернизация интересует промышленные предприятия, госсектор и финансовые учреждения. Им нужны сложные сервисы, базирующиеся на стандартных технологиях, но адаптированные к специфике заказчика. Фактически каждый раз требуется самостоятельный продукт, разработанный под конкретную задачу. С адаптацией и возникают основные сложности. «Мелкие» игроки на местном рынке не могут предложить адекватное решение, не имея компетенций. А «большие» игроки из Москвы или окружных центров не понимают актуальности этих задач, не осознают их перспективность. Мы стремимся переломить ситуацию, усиливая присутствие в регионах.

— Приведите примеры ключевых проектов в Южном округе.

— В первую очередь назову строительство Центра информационных технологий для Сочи-2014. Этот проект по заказу ОАО «Ростелеком» мы реализовали всего за 10 месяцев. Сжатые сроки и высокое качество выполнения работ подняли планку на недосягаемую даже для лидеров отрасли высоту. Фактически мы задали новые стандарты в создании объектов ИТ-инфраструктуры такого рода.

Кроме того, надо отметить интеллектуально сложные проекты по построению сетей передачи данных для ОАО «Ростелеком» и Сбербанка России. Время показало, что в этих задачах нам нет равных по технической экспертизе. «Энвижн Груп» находит на рынке труда и готовит в своих стенах высококвалифицированных специалистов телеком-сектора.

Хорошо структурированные решения

— ЮФО — один из лидеров по уровню и темпам информатизации госсектора. Какие проекты вы реализуете в этом сегменте? В чём особенности выполнения работ для госзаказчиков?

— Сейчас госслужащие понимают необходимость внедрения инноваций, стремятся пользоваться всеми достижениями прогресса. И мы принимаем участие в разработке основных федеральных проектов: это электронное правительство, электронные госуслуги, ситуационные центры, проекты автоматизации и информатизации Министерства здравоохранения РФ.

Главной особенностью выполнения проектов в этом сегменте я считаю сжатые сроки. Реалии российской системы государственного бюджетирования приводят к тому, что обычно указываются фантастические сроки. Мы прилагаем массу усилий, чтобы реализовать проекты быстро и без ущерба для качества.

— Насколько сбалансирован в данный момент портфель заказчиков: каково соотношение коммерческих и государственных структур? Есть ли вероятность, что в ближайшее время объёмы госзаказов резко снизятся?

— Информатизация госсектора — стратегическая программа: её нельзя реализовать ни за три года, ни за пять. Проекты только набирают обороты. Уровень подготовки кадров в госсекторе постепенно растёт, приходят новые эффективные менеджеры, которые чётко понимают и задачи, и возможности ИТ-систем. Министерства и ведомства, подстёгиваемые сверху, всё активнее применяют в работе современные технологии. Например, для госуслуг создаётся национальная облачная платформа, и одним из исполнителей является наша компания.

Что касается портфеля, то «Энвижн Груп» имеет достаточно структурированный и разложенный по отраслям бизнес: например, в разрезе филиала доля коммерческих заказчиков составляет 72 процентов. Мы понимаем, что зависеть от нескольких больших клиентов опасно, поэтому неуклонно работаем над развитием бизнеса в различных сферах.

— На что ориентирована стратегия дальнейшего развития компании?

— Сегодня многие заказчики хорошо подкованы в ИТ-вопросах. Им интересны не «решения из коробки», а инфраструктурные проекты, которые автоматизируют и консолидируют все сферы деятельности предприятия. То есть сейчас растёт спрос на комплексные проекты с глубокой исследовательской проработкой. Наша компания готова удовлетворить его: мы стремимся синтезировать собственные продукты и передовые решения ведущих игроков рынка. Благодаря такому синтезу мы будем предлагать клиентам всё более сложные перспективные решения. Это позволит нам увеличить отрыв от конкурентов и прочно удерживать лидерские позиции по объёму и масштабу внедрения инноваций.