Распечатать

SPb IT

СЗТ разгонит ADSL в Петербурге

8 декабря 2005

SPb IT 

СЗТ разгонит ADSL в Петербурге

"Северо-Западный Телеком" наконец-то предоставил официальную информацию о своем проекте по запуску услуг широкополосного доступа в Интернет на базе технологии ADSL в северной столице, первые слухи о котором появились еще летом этого года. Как выяснилось, в течение 2006 года компания планирует установить на базе своего местного филиала "Петербургская телефонная сеть" около 50 тыс. ADSL-портов, причем тестовая зона будет запущена уже буквально на днях. Сумма инвестиций в развитие данной услуги не раскрывается, по оценкам экспертов, она может составить несколько миллионов долларов.  
 

«Северо-Западный Телеком» - одна из семи региональных компаний, входящих в госхолдинг «Связьинвест», и крупнейший поставщик телекоммуникационных услуг на местном рынке, чья деятельность охватывает все области Северо-Запада. Компания включает 10 филиалов, крупнейшим из которых является «Петербургская телефонная сеть» (ПТС) - ее монтированная емкость составляет около 2,2 млн номеров, и на долю ПТС приходится около 40 \% доходов компании. Оператор работает в области предоставления телефонных услуг для населения, а также активно играет во всех сегментах услуг для корпоративного рынка.

Недавно в СМИ появились данные о том, что в следующем году СЗТ запустит услуги широкополосного доступа в Интернет по технологии ADSL в Петербурге. Была названа даже торговая марка – «Авангард» (здесь есть некоторое совпадение с другим нарушителем «петербургских границ», только в области сотовой связи – в свое время тариф под таким названием стал основным предложением оператора «Мобильные ТелеСистемы» при их старте в северной столице), а также предполагаемые поставщики оборудования и подрядчик по выполнению установочных работ – Siemens, Huawei и "Энвижн груп" соответственно. Эту информацию можно отнести к разряду сенсационных, т. к. она сулит переворот на рынке – не только с точки зрения игроков, но и проникновения широкополосных услуг. Если сейчас, по некоторым оценкам, ими пользуется до 100 тыс. петербуржцев (включая все виды подключения – ADSL, домашние сети, радиодоступ), то за два-три года эта цифра может вырасти на порядок. Напомним, что основное преимущество ADSL, которое обеспечило успех этой технологии, – широкополосный доступ в Интернет (на скорости до 8 Мбит/с) организуется по существующим телефонным линиям, при этом они остаются свободными для голосового общения.

Напомним, что межрегиональный игрок достаточно долгое время воздерживался от запуска этих услуг в Петербурге, несмотря на то, что это самый привлекательный рынок на Северо-Западе. Тем временем все предприятия «Связьинвеста» последовательно запускали ADSL-услуги в зонах своего действия – развитие допуслуг стало основным пунктом повышения инвестиционной привлекательности предприятия холдинга. СЗТ тоже активно играл здесь, правда, это касалось в основном региональных рынков за пределами Петербурга. Характерным примером здесь может служить Псков (см. выпуск новостей от 1 ноября 2005 г.).

Наблюдатели связывают этот факт с тем, что в северной столице сейчас монопольный игрок на этом поле – провайдер «Вэб Плас», который является 100-процентной дочкой холдинга «Телекоминвеста», аффилированного с СЗТ. Говоря по-простому, СЗТ «не мешал» своему младшему собрату. В свое время, при запуске ADSL-услуг в 2000 году, «Вэб Плас» получил карт-бланш на этот рынок, получив эксклюзивное право на установку своего оборудования на телефонных станциях ПТС. В дальнейшем эта монополия была «разбавлена» - услуги ADSL стал продвигать «РОЛ» (бренд «Голден Телекома»), однако этот оператор просто перепродает сервис «Вэб Пласа». Понятно, что нейтралитет рано или поздно исчерпал бы себя. Однако, как отметил в беседе с корреспондентом spbIT.ru один из экспертов, ожидалось, что это произойдет после смены акционеров «Связьинвеста» и вполне понятной перестановки акцентов (напомним, что государство планирует расстаться с пакетом акций холдинга). Однако это случилось раньше.

Достаточно долгое время пресс-служба СЗТ не предоставляла комментариев по запуску «Авангарда». Однако вчера в редакцию spbIT.ru поступила первая официальная информация по этому поводу. В частности, как выяснилось, освоение нового сегмента в Петербурге будет идти в рамках общей региональной программы по продвижению широкополосного доступа. Всего в течение 2006 года СЗТ планирует установить 74 тыс. ADSL-портов на своей территории. Однако основные инвестиции пойдут в Петербург, где будет установлено 50 тыс. портов. В целом, как сообщили в пресс-службе СЗТ, в 2006 году инвестиции в развитие новых услуг у компании вырастут почти в 3,5 раза и составят 26 \% от общего объема вложений. Абсолютные цифры не назывались, однако их легко подсчитать. В 2004 году капиталовложения в развитие и модернизацию производственной базы компании достигли 4,7 млрд рублей, в этом году они были запланированы на уровне 5 млрд. При сохранении тех же темпов в следующем году на новые услуги у компании уйдет более 1,3 млрд рублей.

Пилотный проект СЗТ по подключению петербуржцев по технологии ADSL стартует уже в текущем месяце. На этом этапе на 14 площадках ПТС будут смонтированы 960 портов. Специально для первой «счастливой тысячи» абонентов компания разработала специальное предложение и пилотные тарифные планы. Их параметры не раскрываются, сообщается лишь о том, что компания направила участникам проекта купон-приглашение на подключение к услуге, предложив 2 тарифных плана со скоростями 64 кбит/с и 128 кбит/с с неограниченным объемом трафика. Основные задачи тестового периода – отработка технической готовности, налаживание соответствующих бизнес-процессов и технологии предоставления услуги.

Кроме того, сейчас для работы с ADSL-абонентами в ПТС создается специальная служба – «Центр обслуживания вызовов», которая, по заявлению компании, будет обеспечивать трехуровневую систему обслуживания, включая круглосуточную техподдержку. На первом этапе пилотного проекта для подключения к услуге клиенту необходимо будет обратиться в центр обслуживания клиентов (ЦОК). В дальнейшем процедура для клиентов будет достаточно стандартна, в частности, ПТС организует возможность направить заявку на подключение к услуге через сайт компании и оператора центра обработки вызовов. После получения заявки будет происходить проверка технической возможности подключения. Если такая возможность есть (то есть на АТС смонтировано соответствующее оборудование), абонент подписывает дополнительное соглашение к договору об оказании услуг местной связи и оплачивает подключение к услуге ADSL.

По данным spbIT.ru, в течение этого года у ПТС уже действовал пробный участок ADSL, который был реализован на Герценовском телефонном узле и включал в себя несколько сотен абонентских линий. Кроме того, компания активно работала по технологии Sh.DSL. Отличия здесь – доступ организуется по медным парам, а услуга продвигалась исключительно среди корпоративных абонентов.

Выход ПТС на новый сегмент рынка происходит в рамках активизации оператора в области дополнительных услуг. При этом при работе на рынке ADSL компания планирует воспользоваться уже имеющимися маркетинговыми наработками, в частности, услуги широкополосного доступа будут оплачиваться в кредит. Напомним, что услуга «Интернет в кредит» ПТС стала самым успешным предложением филиала на частном рынке, сейчас им регулярно пользуются более 300 тыс. абонентов.

Надо отметить, чт о ПТС выходит на рынок широкополосного доступа в удачный момент – эти услуги находят все больший спрос не только среди корпоративных, но и у частных абонентов в Петербурге. Это заметно как по возросшей активности домашних сетей, так и по развитию абонбазы «Вэб Пласа», которая сейчас насчитывает около 25 тыс. подписчиков. Напомним, что компания в 2005 году существенно пересмотрела свою ценовую политику, введя, в частности, безлимитные тарифы для физических лиц. Это позволило провайдеру за этот год подключить порядка 15 тыс. абонентов. При этом на безлимитные тарифы рынок отреагировал моментально – продажи выросли в 10 раз: если раньше в среднем в "Вэб Плас" приходило ежемесячно 100 - 150 заявок, то сейчас это число составляет не меньше 1 тысячи.

В Петербурге услуги ADSL для частных пользователей предоставляет и крупнейший альтернативный оператор «ПетерСтар», правда, на территории только Васильевского острова. Однако в этом году компания вышла на рынок домашних сетей, что говорит и об ее интересе к сегменту широкополосных услуг для частников.

Как отмечает генеральный директор компании «Вэб Плас» Андрей Ширенко, возможности развития рынка широкополосных услуг для частных абонентов в Петербурге далеко не исчерпаны: «За год в городе к таким услугам в общей сложности подключаются 10 - 15 тысяч пользователей, что для местного рынка явно мало – по некоторым оценкам, сегодня в городе порядка 1 млн активных пользователей Интернета, и получается, что на широкополосный доcтуп из них приходится 50 - 70 тыс., то есть 5 - 7 \%. Думаю, что ближайшие 3 года пройдут под знаком бума широкополосного доступа - это будет связано с ростом спроса на новые услуги, которые потребуют больших пропускных возможностей. Исходя из этого, можно прогнозировать, что в ближайшие 3 года в Петербурге количество пользователей широкополосного доступа должно дойти до полумиллиона». При этом руководитель основного будущего конкурента ПТС в сегменте ADSL не опасается выхода телефонного монополиста на этот рынок. «Это нормальная рыночная ситуация», - отметил Андрей Ширенко.

С перспективами стремительного развития широкополосного доступа согласны и отраслевые аналитики. В частности, по прогнозам Мининформсвязи, за ближайшие четыре года рынок услуг передачи данных в России вырастет почти вдвое и составит 8 \% от всего рынка связи. При этом основная часть роста придется на широкополосный доступ в Интернет, а доля населения в этом сегменте возрастет до 50 \%. Среди примеров - успешный опыт внедрения “Московской городской телефонной сетью” и “МТУ-Интелом” ADSL-услуги “Стрим”, которой сейчас пользуется около 150 тыс. москвичей - в течение последних полутора лет компания активизировалась здесь, значительно снизив тарифы и введя ряд новых услуг (то есть выбрав тот путь, по которому в этом году пошел "Вэб Плас"). «Несомненно, возможности СЗТ обеспечат компании быстрый и относительно легкий старт на рынке Петербурга. Однако, как показывает практика, основной момент здесь – организовать грамотную политику в области обслуживания массового абонента – на этом "спотыкаются" даже устоявшиеся на частном рынке операторы», - резюмирует аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева.