Распечатать

SpbIT (Cанкт-Петербург)

Под знамена "Русала". Переводит свои ИТ "Бокситогорский глиноземный завод".

14 июля 2006

Под знамена "Русала". Переводит свои ИТ "Бокситогорский глиноземный завод".

"Бокситогорский глиноземный завод" продолжает интеграцию с единым информационным пространством холдинга "Русский алюминий" ("Русал"), которому предприятие перешло 2 года назад. Работы проводятся региональным филиалом дочерней структуры "Русала" - ООО "ИТ-Сервис" , на которое возложены функции сопровождения ИТ-инфраструктуры гиганта российской экономики.

Компания "Русский алюминий" была создана в марте 2000 года в результате слияния алюминиевых и прокатных заводов СНГ и на сегодняшний день входит в тройку крупнейших в мире производителей первичного алюминия. На долю компании приходится 75 % российского первичного алюминия и 10 % мирового. "Русал" является вертикально интегрированной компанией, на предприятиях которой осуществляется полный производственный цикл: от добычи и переработки сырья до производства первичного металла, полуфабрикатов и продукции высокого передела. Основную продукцию "Русала" - первичный алюминий и сплавы - производят четыре завода: Братский алюминиевый завод, Красноярский алюминиевый завод, Саяногорский алюминиевый завод и Новокузнецкий алюминиевый завод.

ОАО "Русал Бокситогорский Глинозем" (РБЗ, ранее "Бокситогорский глиноземный завод") было запущено в 1938 году. Сейчас проектная мощность предприятия составляет 200 тыс. тонн глинозема. Компания является градообразующим предприятием Бокситогорска. В 2005 году рост производства завода составил 14 %, чистая прибыль - более 2 млрд. рублей. В группу "Русал" завод входит с июля 2004 года.

Одним из этапов интеграции нового предприятия в холдинг стала консолидация ИТ-инфраструктуры. Напомним, что холдинг "Русский алюминий" еще в 2002 году разработал единый подход в области ИТ. Тогда в холдинге была проведена большая работа по реорганизации ИТ-службы и запущено несколько масштабных проектов (внедрение SAP, создание телекоммуникационной инфраструктуры, автоматизация производства). В рамках этого процесса в 2004 году компетенция в области ИТ компании "Русал" была передана дочерней компании ООО "ИТ-Сервис" , головной офис которой располагается в Красноярске. Региональные филиалы "ИТ-Сервис" были сформированы на дочерних предприятиях на базе местных ИТ-подразделений. В основном это были отделы АСУТП (автоматизированных систем управления технологическим процессом) - специфика отечественного алюминиевого бизнеса такова, что первые АСУТП на заводах внедрялись еще несколько десятков лет назад. Основная задача таких автоматизированных систем - отслеживание технологических параметров заводских систем и передача информации в общецеховую систему управления.

Вертикально интегрированная структура позволяет "Русалу" внедрять единый корпоративный стандарт в информационном пространстве, которое на сегодняшний день объединяет все предприятия холдинга. Этот стандарт и общие регламентирующие рекомендации разрабатываются департаментом ИТ в головном офисе "Русал" в Москве. В качестве корпоративной ЕRР-системы принят SAP R/3, все подразделения холдинга объединены корпоративной сетью, которая включает более 10 тыс. пользователей. Предприятия, входящие в состав холдингов, обычно имеют меньше возможностей для выбора компании-интегратора: этот вопрос решается руководством холдинга, причем обычно в пользу московских компаний. Например, на Красноярском алюминиевом заводе, входящем в "Русал" , служба автоматизации внедрила систему SAP при помощи специалистов компании "АйТи". После окончания внедрения полученный опыт был использован на других предприятиях холдинга. Вход в единое информационное пространство "Русала" осуществляется через закрытый корпоративный веб-портал с распределенными правами доступа. На портале доступны справочники и единые базы данных предприятия, в основном через него проводятся финансовые операции и отчетность предприятия, таким образом портал консолидирует документооборот компании.

Бокситогорский филиал "ИТ-Сервис" начал работу в мае 2006 года. Сейчас здесь работает 24 специалиста. Компания имеет четыре структурных подразделения: служба поддержки пользователей, служба администрирования, служба прикладных информационных систем и служба участка связи. Руководитель филиала подчиняется напрямую генеральному директору ООО "ИТ-Сервис". Завод в этой схеме выполняет роль заказчика услуг.

С появлением стратегического инвестора на "Бокситогорском заводе" была принята обширная программа модернизации. Инвестиционная программа предприятия только в 2005 году составила $2,935 млн. Примерно столько же будет инвестировано и в 2006 году. Основными направлениями этой программы являются развитие природоохранной деятельности завода, корундового производства, реконструкция энергоносителей и обновление парка техники, в том числе интеграция в единое информационное корпоративное пространство. На последнем годовом собрании акционеров "Русал" было также принято решение всю прибыль предприятия 2006 года вложить в модернизацию производства.

Как рассказал руководитель бокситогорского филиала ООО "ИТ-Сервис" Вячеслав Макаров, работы по модернизации ИТ-инфраструктуры завода ведутся с конца 2004 года. "С вхождением в группу компаний "Русский алюминий" мы наблюдаем стабилизацию всех бизнес-процессов на предприятии. Определяющим фактором в этом является системный подход, который мы используем на местном уровне, - отметил управляющий директор ОАО "Русал Бокситогорский Глинозем" Анатолий Голованов. - Что касается выделения ИТ-сервиса в компетенцию дочерней компании, то эта стандартная схема для такой крупной корпорации, как "Русал" , по той же схеме, например, организован бухгалтерский учет. Это позволяет повысить качество услуг и оперативно применять новые знания и технологии".

На данный момент в локальную сеть предприятия объединено более 300 автоматизированных рабочих мест. В этом году будет завершено создание новых фрагментов локальной сети за счет присоединения нескольких цехов. Сеть построена на оптоволоконной основе, для ее поддержки установлено три коммутационных центра. Для СКС использовано оборудование компании Cisco Systems (использование оборудования этого вендора также является частью корпоративного стандарта холдинга). Подрядчиком в построении СКС выступила петербургская компания "Эврика" , оборудование Cisco поставляется "Энвижн Груп". Сеть завода включает 8 серверов HP DL 380 и кластер, поставленный компанией "Эврика" для бухгалтерской программы. Система хранения данных базируется на площадке московского офиса "Русала".

После вхождения "Бокситогорского завода" в компанию "Русал" было проведено выборочное внедрение системы SAP R/3 при участии ИТ-департамента нового акционера. Сейчас внедрены модули бухгалтерского учета и "Основные фонды". Как рассказал Вячеслав Макаров, пока планы по внедрению других модулей не определены. Бухгалтерский учет на заводе организован на основе интегрированной системы "БЭСТ" , которая также объединена с единым пространством компании. Из "БЭСТ" данные передаются в систему объединенного финансового анализа OFA. Вместе с переходом на единую корпоративную ЕRР-систему на заводе также проводится внедрение международных стандартов бухгалтерского учета.

Также в рамках интеграции в единое ИТ-пространство "Русал" на заводе была внедрена почтовая система на базе платформы MS Exchange с общими корпоративными справочниками. В рамках направления информационной безопасности был установлен единый для всех предприятий компании антивирусный пакет Trend Micro. На заводе организована система видеоконференций на базе оборудования Polycom (сервер для видеоконференций расположен в головном ИТ-департаменте), которая применяется как для совещаний топ-менеджеров, так и производственных совещаний проектных групп.

Переход на цифровую телефонию начал производиться еще в ходе подготовки к вхождению в "Русал" , для чего была приобретена цифровая станция компании Ericsson. Сейчас на цифровую связь переведено порядка 100 абонентов, в ближайших планах - подключение еще 300. Сейчас основная нагрузка обеспечивается квазиэлектронной станцией "Квант". Также в холдинге реализована единая внутрикорпоративная система коротких номеров.

Услуги телефонии и доступа Интернет для РБЗ предоставляет компания "ТрансТелеКом" , которая предоставила фиксированное подключение пропускной способностью 2 Мбит/с, а также организовала альтернативный спутниковый канал. Ранее поставщиком телекоммуникационных услуг заводу являлась "Ленсвязь". По словам Анатолия Голованова, выбор в пользу альтернативного оператора был сделан для того, чтобы обеспечить бесперебойность доставки услуг.

"На интеграцию завода с информационным пространством "Русала" было выделено достаточное количество финансовых средств. В то же время перед нами были поставлены жесткие сроки, которые удалось соблюсти. Мы планируем продолжать обновление ИТ-инфраструктуры предприятия и по мере готовности будем подключать новые модули SAP и другие программные средства. Пока о точном их составе и конкретных планах говорить еще рано" , - отметил Вячеслав Макаров. По его словам, один из ближайших крупных проектов - внедрение системы электронной отправки факсов. Программа развития ИТ-инфраструктуры будет каждый год корректироваться, в том числе и за счет анализа опросов пользователей, которые раз в полгода проводятся на корпоративном портале "Русала".