Распечатать

Данные должны зарабатывать!

Стандарт

3 марта 2015

9 марта 2015

О том, как превратить массивы разнородных данных в источник дохода, корреспонденту журнала «Стандарт» Ирине Глуховой рассказал руководитель отдела перспективных технологий компании «Энвижн Груп» Алексей Ермаков.

 - На российском рынке уже несколько лет говорят о перспективности технологии Big Data, но пока успешных проектов по анализу и обработке "больших данных" немного. Почему?

- Глобальные вендоры активно популяризируют технологии Big Data, нередко спекулируя этим термином. Но российские заказчики не спешат вкладывать деньги в "необкатанные" решения. Только убедившись, что в других странах компании научились зарабатывать на проектах Big Data, они начали перенимать опыт.

Думаю, что в ближайшее время ситуация на рынке резко изменится и продукты на базе Big Data будут присутствовать повсеместно. Ведь объем данных в мире уже исчисляется зеттабайтами, и этот показатель продолжает стремительно расти. Информация становится таким же стратегическим ресурсом, как пища, вода или нефть. Кто владеет полнотой информации, тот способен влиять на окружающий мир.

- Представители каких отраслей уже начали внедрять технологии Big Data?

- Как и многие другие инновационные технологии, первыми Big Data попробовали телеком-операторы и банки. Это понятно: они обрабатывают огромные массивы разнородной информации и знают о клиентах практически все. Связисты давно задумались над тем, как монетизировать это знание, и придумали целый ряд способов. Полагаю, что уже каждый пользователь Интернета почувствовал, что реклама в сети стала таргетированной - индивидуальной, обращенной конкретно к нему.

Кроме того, изучение данных о клиентах помогает оптимизировать многие бизнес-процессы - подсказывает, где лучше поставить торговую точку, какой ассортимент товаров будет наиболее востребован в этом месте, и т.д. Появление таких сервисов, как предодобренные кредиты, страховки для всей семьи и другие заманчивые предложения, - это результат кропотливого анализа "больших данных".

Также технологии Big Data активно и эффективно применяются для работы с геолокационной информацией. Например, многие автомобилисты используют сервисы, которые позволяют следить за дорожной ситуацией и избегать "пробок". Эту информацию можно совместить с данными об услугах сотовой связи и получить синергетический эффект. Такая возможность представляет исключительный интерес для бизнес-подразделений. Например, мы внедрили собственное решение - платформу TrackBrowsing на сети одного из федеральных операторов связи, что позволило ему в прошлом году ощутимо снизить отток абонентов, увеличить продажи дополнительных сервисов и предложить принципиально новые услуги для госсектора. Внедрение окупилось меньше чем за шесть месяцев.

- Так быстро?

- А что вас удивляет? Big Data дает операторам универсальный инструмент, с помощью которого можно абонента и от мошенников защитить, и предложить допсервисы, которые ему будут действительно интересны. Наша платформа позволяет препятствовать получению спам-рассылок, предупреждать владельцев смартфонов об опасности заражения их устройств вредоносными вирусами или блокировать сомнительное списание средств со счета абонента. Такая проактивность оператора повышает уровень лояльности и снижает отток абонентов, что особенно важно в свете отмены "мобильного рабства" и распространения услуги MNP.

Также вероятность продажи дополнительных сервисов значительно увеличивается, если исходить из реальных потребностей каждого абонента. Очевидно, что часто путешествующему сотруднику крупной компании безлимитный мобильный Интернет по всей России нужен значительно больше, чем новый "гудок".

- Какие данные могут приносить операторам доход?

- Еще несколько лет назад хранение информации обо всех действиях, совершаемых клиентами, было преимущественно расходной статьей в бюджете компании и предметом вечного спора "айтишников" и коммерческого отдела. Технические службы не могли обосновать, зачем держать как можно более полные данные о клиенте как можно дольше. Для человека, ничего не сведущего в ИТ, информация - эфемерная среда. Только специалист понимает, что данные имеют материальное воплощение - серверы и другое дорогостоящее оборудование, которое потребляет много электроэнергии и требует обслуживания. Значит, хранить информацию "вхолостую" - занятие дорогое.

Между тем обоснование есть. Оператор знает об абоненте почти все: где живет, где бывает, с кем общается, какие интернет-ресурсы посещает со смартфона, какие приложения скачивает и многое другое. Эти сведения интересны как минимум с точки зрения рекламных рассылок. Кроме того, анализ совокупности данных позволяет получать статистику, например, по пассажиропотоку. Оператор видит, как его абоненты добираются на работу, какими маршрутами ходят от дома до метро и т.д. Такая информация (обезличенная, конечно) может быть очень важна муниципальным органам власти или торговым сетям.

- В каких проектах еще можно использовать технологию анализа больших массивов данных?

- Технология Big Data имеет широкие возможности при обработке геолокационных данных. Не так давно принят закон о частных дорогах. Однако прежде чем приступать к строительству новых магистралей, необходимо оценить, насколько рентабельными будут эти проекты, чтобы не закопать миллионы в землю и не разориться. С помощью технологии Big Data можно проанализировать транспортный поток в том или ином направлении и платежеспособность участников движения, а на основании полученной информации оценить перспективы магистрали или моста через реку.

Другой пример: владельцам торговых сетей очень важно понимать, где расположить магазин и кто в него придет. Наша платформа позволяет проанализировать геолокационные данные и дать рекомендации ритейлеру по местоположению и формату площадки. Конечно, очевидно, что в удаленных спальных районах города не стоит располагать магазины премиум-класса вроде "Азбуки вкуса" или "Глобус Гурмэ". А вот построить мини-маркет с недорогим ассортиментом первой необходимости или супермаркет - серьезный вопрос для инвестора. Наша платформа позволяет проанализировать все источники разнородной информации, благодаря чему мы будем знать, как много жителей в районе, какого они возраста, как часто ходят в магазины, какие товары покупают и многое другое. Это поможет не только правильно расположить магазин, выбрать его формат, но и сделать рекомендации по ассортименту. Например, если в районе много маленьких детей, расширить ассортимент детского питания.

- Не нарушает ли использование подобных данных в коммерческих целях закон "О персональных данных"?

- Нет, оператор полностью обезличивает данные и работает только со статистикой. Наша платформа позволяет собирать информацию по заданным параметрам. Например, если надо узнать, посещают ли жители многоэтажного дома суши-бары, как часто и сколько денег они оставляют за визит, то платформа выдаст именно эту деперсонифицированную информацию. То есть оператор не будет передавать третьей стороне персональные данные своих абонентов, а значит, и закон не нарушит. Кроме того, даже у наших специалистов, обслуживающих платформу, нет доступа к этим данным.

- Несколько слов о платформе, что это за решение? Много ли подобных систем на российском рынке?

- Платформа TrackBrowsing – собственная разработка "Энвижн Груп". Можно сказать, импортозамещение в действии. Платформа состоит из трех частей: высокоскоростного съемника информации, аналитической системы и системы хранения данных. Хочу отметить, что наши программные съемники работают быстрее и эффективнее большинства аналогов, в том числе производства глобальных вендоров.

Аналитическое ядро TrackBrowsing - тоже предмет нашей гордости. Мы смогли создать гибкую систему, которая легко адаптируется под решение задач представителей различных рынков. Платформа умеет снимать деперсонализированные данные с систем заказчика, обрабатывает их и выдает запрашиваемую аналитику. Ее можно применять, например, для кредитного скоринга, при таргетировании мобильной и интернет-рекламы, обработке геоинформационных данных и т.д. Также для TrackBrowsing мы разработали систему хранения данных, которая может хранить информацию за несколько лет.

- Платформу могут использовать только операторы связи? Или представители других отраслей тоже?

- Созданное нами решение универсально: его могут применять операторы связи, банки, муниципальные и государственные органы власти, силовые ведомства, экстренные службы и т.д. Более того, чтобы пользоваться платформой, нет необходимости приобретать ее.

Мы разработали несколько моделей для работы с TrackBrowsing. Клиент может приобрести платформу и установить ее у себя или воспользоваться ей как сервисом, по модели PaaS, внося абонентскую плату.

Наконец, третий, и, пожалуй, самый перспективный вариант использования TrackBrowsing - через посредников, которые, используя наше решение, будут агрегировать информацию из разных источников. Вероятно, такие компании появятся уже в ближайшее время. Они будут анализировать данные по заданию операторов связи, банковских и кредитных организаций, медицинских учреждений и экстренных служб, изучать социальные сети и т.д.

Скоро платформу можно будет интегрировать с системами анализа текста, распознавания речи и изображений. Как только это произойдет, мы сможем выйти на совершенно новый уровень организации информационного пространства, на котором данные начнут работать с такой эффективностью, о которой мы пока можем только мечтать. Например, нашу платформу можно подключить к системе "Безопасный город", тогда поиск преступников и фиксация правонарушений будут происходить в автоматическом режиме. А это значит, что наступит будущее, о котором когда-то писали фантасты.