Распечатать

Решения, которыми занимались интеграторы в течение последних 10-15 лет, скоро будут продаваться в супермаркетах

Журнал «Стандарт» 21 февраля 2013

О перспективах развития рынка телекоммуникаций и новых проектах компании корреспонденту «Стандарта» рассказал Олег Алленов, директор дивизиона по работе с операторами связи «Энвижн Груп».

4 марта 2013

В результате объединения ИКТ-активов АФК «Система» и ЗАО «Энвижн Груп» в России появился крупнейший системный интегратор с ежегодным оборотом почти в $2 млрд. О перспективах развития рынка телекоммуникаций и новых проектах компании корреспонденту «Стандарта» Ксении Семенко рассказал Олег Алленов, директор дивизиона по работе с операторами связи «Энвижн Груп».

— После реорганизации возможности «Энвижн Груп» значительно расширились. Какие стратегические задачи вы ставите в 2013 году?

— После объединения мы стали самым крупным интегратором на российском рынке с оборотом, который по итогам 2012 года приближается к $2 млрд. И цели у нас амбициозные: в ближайшие три года значительно увеличить наши показатели, став не одним из многих, а самым сильным интегратором на территории Восточной Европы. После вступления России в ВТО мы ожидаем появления на отечественном рынке европейских игроков, которые раньше практически не проявляли интереса к нашей стране. Это компании с совершенно иными масштабами бизнеса, составом персонала в десятки тысяч человек, колоссальным опытом и знаниями, огромными оборотами и присутствием по всему миру. И мы намерены составить достойную конкуренцию интеграторам международного уровня.

— Как вы оцениваете объем и темпы развития ИКТ-рынка в России?

— Рынок находится на этапе, когда ИКТ-индустрия кардинально меняется. Прежде всего, это связано с тем, что время капитального инфраструктурного строительства закончилось. Основная инфокоммуникационная база стала платформой для радикального роста количества и качества предоставляемых услуг. ИКТ-рынок вышел на новый уровень.

От построения примитивных сетей мы пришли к созданию интеллектуальных платформ, предоставляющих сервисы и дополнительные услуги. Это тот путь, по которому сейчас идет весь мир.

Среди интересных тенденций — конвергенция телекоммуникационной и банковской отраслей, которая привела к развитию рынка M2M-решений. Эксперты оценивают его темпы роста в России до 70% в год (для сравнения: зарубежный рынок М2М растет на 45-50% в год). И такая статистика продержится вплоть до 2015 года. Поэтому можно сказать, что российский рынок ИКТ готовится к большому качественному скачку.

— Какие новые для отрасли тенденции и направления вы можете выделить?

— Рынок услуг и сервисов плавно уходит от операторов, которые чувствовали свое доминирующее положение, так как являлись обладателями клиентской базы и предоставляли большую часть дополнительных услуг. Они утрачивают свои позиции и фактически становятся «трубопроводами», которые доставляют биты и байты по проводам, соединяют клиента с поставщиком услуг. Операторы, безусловно, хотят сохранить свои позиции и удержать клиента разными способами. Но я считаю, что в России появится огромное количество компаний, предоставляющих интерактивные сервисы на базе IP, которые замкнут на себя интересы абонентов.

Еще одна тенденция — участие операторов в крупных инфраструктурных проектах. Совместная работа ведется в части строительства магистральных каналов, пассивной инфраструктуры для сотовых сетей. «Большая тройка» российских сотовых операторов уже создала рабочую группу, которая вырабатывает решения о распространении этого опыта, а мы активно участвуем в обсуждениях и видим себя интегратором подобных проектов.

— Есть ли факторы, которые тормозят развитие ИТ-отрасли в России?

— Самой важной проблемой для внутреннего ИКТ-рынка остается отсутствие собственных продуктов и опыта их внедрения, который наши компании могли бы использовать. Все, что работает в телекоммуникациях, так или иначе относится к продуктовым линейкам западных производителей. В лучшем случае это OEM (original equipment manufacturer), в остальном — перепродажи или ребрендинг. Безусловно, в России есть успешные компании, прежде всего разработчики ПО. Но зачастую даже собственные разработки — это попытка догнать то, что уже сделано на Западе, и воспроизвести это в наших условиях. Хотя процесс клонирования технологий устраивает многих операторов. Они смотрят на опыт западных коллег и выбирают удобную для себя модель эволюции, не рискуют и не инвестируют в убыточные проекты, не теряют время и экономят огромные средства. Некоторые даже сознательно идут чуть с отставанием, чтобы посмотреть, какие услуги и технологии в других странах наиболее востребованы и как их можно применить в России. Но в итоге клиенты, которые пользуются не самыми передовыми сервисами, всегда чувствуют себя немного позади.

— Как изменился спрос на ИТ на телеком-рынке? Чего операторы ждут от поставщиков ИТ-решений?

— Решения, которыми занимались интеграторы в течение последних 10-15 лет, скоро будут продаваться в супермаркетах. Уже сейчас в ритейловых сетях вы можете купить «умные» телевизоры, и вам не надо обращаться к оператору для получения дополнительных услуг. На первый план выходит множество сложных виртуальных решений, интеллектуальных платформ. Операторы ждут от поставщиков не просто опыта и знаний по внедрению решений — они хотят получить видение того, куда им развиваться дальше, какие тенденции существуют на рынке и какие технологии будут востребованы через несколько лет. При этом интегратор должен предложить свои идеи, как эти разработки можно внедрить. Далеко не все компании имеют R&D-подразделения, да и не все готовы самостоятельно анализировать рынок. Чаще всего операторы хотят пользоваться подготовленными наработками независимых компаний. И лучшими экспертами выступают те самые производители и поставщики, которые имеют практический опыт внедрения решений.

— Как развивается сектор конвергентных сервисов в России?

— Процесс по их внедрению длится уже много лет, но до недавнего времени он был недостаточно эффективным. Если вспомнить пример решения tripleplay пятилетней давности, то оно состояло из отдельного телевизора, систем защиты контента, set-top box, системы middleware и других компонентов разных производителей.

Сейчас отношение к конвергентным сервисам меняется: появилось много удобных гаджетов и контента для них. Нам уже не нужно выдумывать громоздкие искусственные системы. А те же телевизоры Samsung или LG имеют встроенное tripleplay-решения и позволяют вам спокойно выходить в Интернет, смотреть ролики на YouTube и общаться по Skype.

— «Энвижн Груп» имеет огромный опыт работы в телекоме. Не могли бы вы рассказать о последних интересных проектах компании?

— Один из последних интересных проектов, о котором я могу рассказать, называется «Pay as you grow». Его суть в том, что мы предоставляем инфраструктурные решения операторам сразу на несколько лет вперед, но платят они по мере загруженности сетей. Time to market — одна из основных проблем любого оператора. Всегда наступает момент, когда сеть находится на грани своей пропускной способности. И на то, чтобы построить новую инфраструктуру, оператор должен потратить больше года: проанализировать степень загруженности сети, создать проект ее развития, провести конкурсы, выбрать поставщика, закупить и внедрить оборудование и ПО. И весь этот период он не в состоянии предоставлять услуги на должном уровне. Деградирует качество, уменьшается клиентская база. Объем потерь измеряется десятками миллионов долларов. Мы же предложили операторам смоделировать и построить сети на 3-5 лет вперед. При этом клиенту не придется инвестировать в строительство инфраструктуры в полном объеме. Он может оплачивать ее по мере того, как сеть будет реально загружаться. Никто кроме «Энвижн Груп» в России пока этого не делает.

Еще одно направление работы — аутсорсинг. Практически все операторы приходят к нему, так как это позволяет им существенно экономить средства. Если сейчас клиент тратит сумму «X» на обслуживание сетей, то мы предлагаем уменьшить ее на 20%. А расходы на обслуживание операторских сетей измеряются огромными суммами. Отдавая сеть на аутсорсинг, оператор выводит свой персонал в другую компанию, которая уже на коммерческой основе начинает обслуживать сеть. Причем один аутсорсер может оказывать услуги сразу нескольким клиентам.

Мы обслуживаем сети «ВымпелКома». На российском рынке «Энвижн Груп» — первый и единственный интегратор, который занимается этим как аутсорсер, потому что крупные игроки предпочитают отдавать подобную работу вендорам, таким как Huawei, Ericsson или Nokia Siemens Networks. Мы смогли встать в один ряд с этими «титанами» и доказать «ВымпелКому», что российский интегратор может обслуживать сети лучше крупных международных компаний в силу того, что у нас есть колоссальный опыт локальной работы на рынке. И мы, в отличие от производителей, заинтересованных в установке именно своего оборудования, ни от кого не зависим и можем предложить оператору разные решения.