Распечатать

Стандарт № 6, 2005

Горячий биллинг

22 июня 2005

Стандарт  № 6, 2005


Горячий биллинг

Росийский рынок биллинговых систем пока не столь динамичен, как на Западе, но с развитием услуг связи увеличение темпов его роста наметилось и в России. На рынке активизируются зарубежные игроки: закупка новой системы биллинга Amdocs для компаний "Связьинвеста" на сумму почти $500 млн свидетельствует, что на данном рынке еще многое возможно. И даже занятая ниша - не повод почивать на лаврах. Возможные сценарии развития рынка биллинга, его тенденции и потребности клиентов обсуждали за круглым столом "Стандарта" представители этого бизнеса. 

В круглом столе участвуют:

Владимир Фурса, старший менеджер отдела продаж Telesens Global Solutions,
Александр Гольцов, технический директор NvisionGroup,
Алексей Завалишин, зам.руководителя департамента телекоммуникаций Quarta Telecom

Стандарт: Что представляет собой биллинг в современном понимании этого слова и в чем специфика этого рынка?

Александр ГольцовАлександр Гольцов: Если смотреть исторически, то биллинговые системы на сетях операторов связи росли и развивались вместе с новыми услугами. Сначала они представляли собой достаточно простые системы, ведь и услуги связи в то время были несложными, однозначными и легко учитывались. Все начиналось с телефонной связи, где десятилетиями отрабатывалась система сбора статистики, выставление счетов. Однако с появлением сетей пакетной передачи данных, Интернет, комплексных услуг все изменилось. «Повзрослели» операторы, соответственно сегодня усложняются и растут биллинговые системы. В настоящий момент они являются одной из важнейших составляющих в бизнесе операторов связи, особенно для компаний мобильной связи. С точки зрения развития услуг, операторы мобильной связь сегодня стоят на передовом крае, а за ними уже движутся операторы фиксированных сетей.

Стоит отметить, что в мобильных операторах менеджеры, ответственные за биллинг, подчиняются напрямую высшему руководству (замыкаются на президентах, генеральных директорах). Что еще раз подчеркивает: это очень важная система, которой уделяется повышенное внимание. В силу развития услуг связи в мире, и в России, в частности, растет и рынок биллинга. Правда, российский рынок биллинговых систем пока не столь развит, как на Западе, но с развитием услуг связи увеличение темпа его роста наметилось и в России.

Владимир Фурса: Важность биллиновых систем  в работе операторов связи - неоценима. Ведь это счета, живые деньги, а значит венец бизнеса оператора. Компании сегодня интересует полнота, четкость, своевременность расчетов. Более того, новые виды услуг, связанные, прежде всего, с предварительной оплатой требуют более сложных систем, которые платежеспособность абонентов должны контролировать в режиме реального времени.

При запуске новых услуг задача биллинга все время усложняется. Исторически решение биллингового вопроса решается разными путями. Одни операторы используют, так называемые, самописные системы. Подобный биллинг до сих пор использует больше половины операторов связи, особенно небольшие компании. По их мнению, так проще контролировать процесс. Однако наступает момент, когда операторы с самописным биллингом становятся заложниками ситуации. Ведь на определенном этапе система вырастает за рамки жизнеспособности. При этом ее изменение сопряжено с большими трудозатратами, особенно, в том случае, если система создана методом наслоения, без документации, не продуманна архитектурно, а написавшие ее программисты уже перешли работать в другую компанию. Вот тогда и наступает кризис.  

Поэтому многие операторы приобретают продуктовые решения, которые производятся фирмами-производителями биллинговых систем и выполняют весь комплекс работ по установке, сопровождению, эксплуатации, внесению необходимых изменений в систему.

Стандарт: Можно ли говорить, что рынок биллинга в России уже сложился, и основные игроки на нем определились? По статистике на российском рынке представлено около 120 сертифицированных систем…

Владимир Фурса: На рынке сильны позиции компаний «Петер-Сервис», «Беркут», CBOSS и ряда других игроков. Говоря о количестве сертифицированного биллинга, надо отметить, что

число сертифицированных систем и продуктовых решений – не совпадает. Прежде всего, потому, что в соответствии с законодательством биллиновые системы входят в перечень оборудования, которое подлежит сертификации. Соответственно даже самописная система должны быть сертифицирована. Однако подобный биллинг нельзя называть тиражируемым решением.

Александр Гольцов: Большинство российских операторов связи сегодня используют, как правило, собственную или, как ее иногда называют, «самописную» биллинговую систему. В лучшем случае они приобретали российский биллинговый продукт, внедряли его, а затем дописывали систему под себя, как поступил «МТУ-Интел», к примеру. Такой шаг обусловлен многими факторами. Среди них – особенности российской бухгалтерии, менее прозрачной, чем на Западе, и для того, чтобы адаптировать западный продукт к нашим условиям, необходимо было прикладывать массу усилий. Да и доходность большей части операторов у нас пока далеко не европейская  – не все компании могут позволить себе закупать дорогие биллиновые решения. Кроме того, как показывает опыт (того же «МТУ-Интела»), созданная ими система прекрасно работает, поэтому, чтобы принимать решение о закупке систем за миллионы долларов, должно быть очень серьезное основание, например значительное расширение самой сети или спектра предоставляемых услуг. Кроме покупки решения Amdocs холдингом «Связьинвест» или западных систем операторами «большой мобильной тройки», я не припомню в России примеров внедрения дорогостоящих биллинговых систем. Большинство операторов связи базируются пока на собственных системах. Поэтому, я бы сказал, что развитого рынка биллинговых систем у нас нет, вернее – он только появляется.

Владимир Фурса: Говоря о биллинге, важно отметить две составляющие - это абонентский биллинг и системы расчетов между операторами. Я склоняюсь к тому, что обе системы выгоднее закупать. Ведь биллинговые системы по сложности могут сравниваться разве что, с системами жизнеобеспечения атомных станций или космических полетов. На разработку хорошей конкурентоспособной на рынке  биллинговой системы уходит не один год у высокотехнологичной компании: система производится, выдерживается в эксплуатации, только после этого становится продуктом, который тиражируется на рынке.

Я считаю, что даже небольшие компании могут себе позволить купить готовый продукт. Тем более что системы созданные на постсоветском пространстве раза в три дешевле, чем продукты Amdocs других брендов.

Стандарт: Можно ли говорить, что производители СНГ занимают свою нишу на рынке?

Владимир Фурса: Системы, выпущенные производителями из СНГ достаточно конкурентоспособны с западными аналогами, как по функционалу, так и по качеству. Кроме того, у них есть неоспоримые преимущества. Они созданы в условиях местного рынка и учитывают его специфику, а по масштабам решения задач, российские производители могут воспроизвести функционал того же Amdocs.

Александр Гольцов: Ниша у отечественных производителей есть, поскольку сам рынок диктует такое положение. Помимо упомянутых выше причин, например, в России до сих пор существует необходимость русификации систем. Есть еще один аспект - в нашей стране не любят платить за услуги, без которых при внедрении сложных информационных систем, к которым относится биллинг, не обойтись. И это вынуждено сдвигает российские системы биллинга в более низкий ценовой диапазон. Я бы сказал, что рынок еще просто не дозрел. Впрочем, это касается не только биллинга, но и систем управления сетями связи (OSS- систем), которые также как и биллинг можно отнести к системам поддержки бизнеса оператора связи и на внедрении которых специализируется наша компания. Существует целый комплекс решений: системы мониторинга сбоев, системы мониторинга параметров производительности, системы активации услуг, которые взаимодействуют с биллинговыми системами и которые внедрять стали только сейчас, прежде всего, из-за неготовности сетей и услуг связи - масштабные сети образовались у нас лишь около двух лет назад. Также стоит отметить, что развитие рынка и услуг связи подталкивает операторов к пониманию того, что поддержка собственных систем силами своих разработчиков не подходит для решения текущих задач, а готовые билинговые системы становятся оптимальным решением.

Алексей Завалишин: Первые промышленные системы сначала появились у операторов сотовой связи. В этом сегменте закрепились, и долгое время присутствовали четыре основных игрока: «Беркут», CBOSS, «Восточный Ветер» и «Атлант Информ». По моим личным ощущениям, сегодня этот сегмент очень мал. Систему биллинга ежегодно выбирают не более пяти-шести сотовых компаний. Прежде всего, за счет того, что «большая тройка» уже поглотила много игроков, у большинства из которых биллинг уже внедрен или исторически строится на своих решениях. Остальные региональные компании также не вкладываются средства в готовые решения, поскольку постоянно чувствуют на себе давление со стороны «большой тройки».

Хочется отметить, что рынок биллинга очень специфичен. Компании, которые начинали бизнес с биллинговых решений постепенно перешли к выпуску специальных продуктов для сотовой связи в области роуминга и других системных решений. Если посмотреть профолио «Восточного ветра» или CBOSS, к примеру, можно увидеть десятки таких продуктов. То есть, войдя в оператора как софтверный разработчик, эти компании начали выполнять все их потребности.

На рынок биллинга интересней смотреть с точки зрения Интернет-рынка. В России, по сути, была лишь одна компания – «СервоКомп», предоставляющая для Интернет-компаний свое решение «Абсолют». «СервоКомп» сделала  талантливый ход – написала промышленное решение для «МТУ-Интела», договорилась с системными интеграторами - поставщиками оборудования Cisco в России – компаниями АМТ, «Техносерв», «Открытые технологии» - и быстро начала его продвигать. В то время только начинали создавать карточные платформы, соответственно закупалось оборудование Cisco, а под него нужна была биллинговая система, в качестве корой и продвигался «Абсолют».

Самое любопытное началось позже: «СервокКомп» ушел с рынка, начал развиваться рынок домовых сетей, работающих с физическими лицами, а также IP-телефонии. Это стало толчком для рынка, поскольку ему понадобились решения в области транзитной телефонии, интеграция с SoftSwitch, аппаратными средствами. Именно этот рынок для биллинговых компаний сегодня представляет наибольший интерес. Поскольку корпоративный рынок  Интернет практически сформирован – крупные компании уже обеспечены биллинговыми решениями, что же касается физических лиц – понятно, что перспективы этого сегмента колоссальны. Поэтому рынок биллинга будет расти и расти именно в сторону цивилизованного рынка. Если раньше биллинговые системы продвигались через разработчиков, то сегодня они все чаще продаются через системных интеграторов. Число продавцов биллинга со временем будет уменьшаться.

Стандарт: Как изменились потребности операторов в области биллинга, что для них выходит на первый план?

Алексей Завалишин: На мой взгляд, важной составляющей биллинговой системы является модуль, который работает с оборудованием. За счет его гибкости оператор может строить свою сеть на разнородных решениях, то есть компания одновременно использует оборудование разных производителей - Cisco, Huawei, Nortel и других, причем работать оно может в нескольких городах. Система должна собирать данные с устройств, приводить к унифицированному формату, передавать управляющие команды и далее взаимодействовать с биллингом. Сегодня все промышленные решения такой модуль уже имеют. Второй момент – это гибкость тарификации. В этом производители также достаточно преуспели. Кроме того, на первый план выходит возможность интеграции с внешними информационными системами. Смотрящий в будущее оператор, сейчас задумывается не только о биллинге, но и об IT-инфраструктуре в целом. Ему нужна система документооборота, CRM-решение, система финансового, технического учета, поддержки и другие. Но биллинг выступает здесь своего рода ядром. Именно вокруг него создается «обвязка». Проблема сейчас только в том, что руководство большинства компаний, смотрит на создание полноценной IT-инфраструктуры, как на лишние затраты.

Александр Гольцов: Я также считаю, что сегодня биллинговую систему надо рассматривать именно как одну из составляющих (хоть и важнейшую) единой системы обслуживания бизнеса телекоммуникационного оператора. Сейчас идет укрупнение компаний, в сетях задействуется разнородное оборудование многих производителей, внедряются новые услуги, иногда ранее вообще неизвестные, часто требующие обратной связи, обеспечения безопасности и сложного учета самого разнообразного трафика – данных, голоса, видео, телеметрии. Сети усложняются. Соответственно, чтобы предоставлять новые услуги, обеспечивать их необходимое качество, правильно их учитывать, очень важно, чтобы биллинговая система могла принимать все необходимые данные, вне зависимости от используемой технологии и типа оборудования. И именно поэтому сегодня появился реальный спрос на системы управления и мониторинга телекоммуникационными сетями (OSS-системы), которые позволяют решать подобные проблемы, обеспечить объективную тарификацию всех видов услуг биллинговой системой.

Кстати, для операторов связи, согласно данным аналитического агентства IDC, внедрение подобных систем уменьшают потери от простоя (т.е. доход сети) на 64\% и очень серьезно влияет на стабильность работы биллинга.

Алексей Завалишин: Активно будет развиваться вопрос контента в операторских сетях, и, прежде всего видео-контента. Поэтому перед разработчиками биллинговых решений встают вопросы стыковки с видео-серверами, построения решений для реализации услуг видео по запросу, IP-телефонии и, конечно, Интернета в классическом понимании этого слова. Биллинг одновременно должен обсчитывать все эти услуги и гибко решать вопросы тарификации.

Владимир Фурса: Мне кажется, что недавно принятые в России подзаконные акты к закону «О связи» всколыхнули рынок. Повысились требования к биллингу, его точности, прозрачности и доказательности. Возросла актуальность задач взаиморасчета между операторами, потому что реализация принципа бесплатных входящих требует четкого взаиморасчета между операторами. Более того, формирование резерва универсальных услуг требует четкости в работе биллинга. Мы возлагает на эту ситуацию большие надежды. На российском рынке сейчас будет повышенный интерес либо к «переработке» уже имеющих систем, либо к приобретению новых. Ведь, интерес оператора приобрести систему, которая будет работать сейчас, и удовлетворять потребности компании в будущем. Она заранее должна закладывать возможности реализации гибкой тарифной политики, обработки контента, различных внешних систем, то есть архитектура биллинговой системы должна быть продумана профессионально, хотя бы на несколько лет вперед.  Учитывая, что доходы операторов растут, приобретение зарекомендовавших себя на рынке систем, будет более рентабельно, нежели попытка создавать свои системы, искать ресурсы и доводить их до современных потребностей рынка.