Распечатать

T-Comm, № 1, 2007

В России наступает время видеосвязи.

16 марта 2007

В России наступает время видеосвязи

Видеоконференцсвязь. Этот термин становится все привычней в современном высокотехнологическом обществе. Технология, появившаяся на стыке телевизионных технологий и технологий передачи данных в 70-х годах и продолжает активно развиваться, захватывая новые рынки и порождая целые бизнес-направления, такие как видеотелефония, телемедицина и телеобучение.
Видеоконференцсвязь (ВКС) - это технологическое решение, позволяющее собеседникам, находящимся в сколь угодно удаленных друг от друга точках свободно визуально общаться друг с другом и обмениваться документами в режиме реального времени, как если бы  они находились в одном помещении.
 
Есть несколько сегментов в России, где сегодня особенно востребована видеоконференцсвязь. Это компании электросвязи, планирующие предоставлять такие услуги своим клиентам, крупные государственные ведомства и крупные корпорации, которые таким образом решают оперативные вопросы, экономя при этом на командировках, а также медицинские учреждения, использующие ВКС в телемедицинских решениях.
Правительственные структуры используют ВКС при построении ситуационных центров, для организации видео-связи межрегионального и межгосударственного масштаба, а также проведения межведомственных конференций. Очень полезны подобные технологии для дистанционного обучения, в частности организации удаленного обучения для колледжей и университетов, курсов повышения квалификации и получения второго образовании, а также специализированного профессионального обучения в рамках корпораций.
Появившиеся недавно на рынке мобильные (переносимые) системы позволяют совершенно по новому использовать ВКС. Эти системы видеосвязи предназначены, в первую очередь, для организаций, которым очень важно иметь защищенную, надежную и многофункциональную систему видеосвязи в любом месте и в любое время. Это и армия, милиция или МЧС, это газовые и нефтяные службы, это сельская медицина и медицина катастроф. В частности, сейчас такие комплексы поставлены компанией «Энвижн Груп» в ведомственную систему здравоохранения ОАО «Российские железные дороги», где они работают в составе специализированных медицинских поездов и реанимобилей. Это, наконец, телевидение, которое уже, например, использовало для ведения репортажей из Киева во время известных событий на Майдане, которые привели к «Оранжевой революции», а также при трансляции из Юго-Восточной Азии после катастрофических последствий, вызванных цунами.
Видеоконференцсвязь помогает компаниям и организациям восполнить пробелы в области общения, существующие в сегодняшнее, перегруженное время. Эти технологии позволяют:
  • Качественно изменить процесс принятия решений за счет сокращения времени, необходимого на совещания и переговоры
  • Находиться одновременно в нескольких местах
  • Иметь постоянный контакт с коллегами, партнерами, поставщиками и заказчиками без необходимости покидать офис
  • Обсуждать проблемы и взаимодействовать с партнерами как на обычных совещаниях
  • Экономить ресурсы, время и деньги, что позволяет значительно повысить эффективность работы и качество жизни
Практический опыт использования систем ВКС показывает их экономическую эффективность. И если экономия от использования ВКС, связанная со скоростью принятия решения высока, но сложно оцениваема, то сокращение командировочных и накладных расходов дает очевидную экономию средств. Практика показывает окупаемость первоначальных затрат на систему ВКС в течение первых 6-9 месяцев после начала эксплуатации.
Стоимость создания системы ВКС в организации зависит от назначения системы, ее комплектации, способа организации связи (каналов), необходимости использования дополнительного оборудования (например, создания зала для телеобучения, покупки компьютерной и специализированной, скажем, медицинской, техники)  и может составить от 10 до 100 тыс. USD.
Сегодня мировой рынок ВКС растет на 20—25% в год; по оценкам аналитиков, к 2007 г. его объем достигнет 10 млрд. долл. Основным фактором, влияющим на рост рынка ВКС, является снижение расходов на поездки — бизнесмены все чаще прибегают к средствам виртуализации деловых встреч. Росту областей применения видеосвязи помогает и Microsoft, которая встраивает в свои операционные системы различные средства коммуникаций, включающие в себя и инструменты видеосвязи.
Российский рынок развивается еще быстрее — он увеличивается на 50% ежегодно. Это связано с общим ростом телекоммуникационного рынка и развитием сетей передачи данных, для которых ВКС — прекрасное наполнение. Кроме того, наша страна включает 10 часовых поясов, и использование технологий ВКС для наших территорий позволяет получить очевидные преимущества.
На рынке систем ВКС в России присутствуют практически все основные производители подобных систем: это два крупнейших игрока этого рынка - Polycom, TANDBERG, два средних - Sony и Aethra, несколько менее известных компаний Vcon, Vtel, Radvision, Codian и LifeSize. Отдельную группу игроков в последние два года сформировали китайские производители такие как Huawei, ZTE, Kedacom, ZOOM. При этом ни у одного из крупнейших производителей систем ВКС нет ощутимого технологического преимущества перед соперниками, новые технологические решения появляются с разрывом, не превышающим нескольких месяцев.
При выборе типа оборудования играют роль многие факторы, определяющие соотношение цена-качество. В первую очередь оценивается надежность поставляемого оборудования, затем качество передаваемого изображения, надежность и стабильность работы, а так же требуемая для передачи видео с высоким качеством полоса пропускания канала. Внешний вид и цена оборудования – заключительные по порядку, но не по значимости факторы оценки выбора.
Сегодня, по опыту «Энвижн Груп», оптимальным решением для корпоративных сетей все еще остается пусть и не самое дешевое на рынке, но надежное в эксплуатации оборудование Polycom и TANDBERG, признанных лидеров рынка ВКС, имеющее к тому же наиболее крупную инсталлированную на сегодня в России базу систем ВКС.
Сергей Головин, заместитель генерального директора "Энвижн Груп" по маркетингу