Распечатать

Технологии и средства связи

Группа компаний «Центральный Телеграф» реализовала в Москве уникальный проект строительства сетевой инфраструктуры телекоммуникационной сети MetroEthernet.

15 марта 2007

Группа компаний «Центральный Телеграф» реализовала в Москве уникальный проект строительства сетевой инфраструктуры телекоммуникационной сети MetroEthernet

Рассказывает Алексей Владимирович Тестов, директор службы развития сетей и систем телекоммуникационного комплекса ОАО «Центральный Телеграф»:

Традиционно «Центральный Телеграф» предоставлял услуги документальной электросвязи – передачу телеграмм, телексов, факсимильных сообщений. С совершенствованием технологий и изменением жизни в России компания начала процесс по диверсификации своей деятельности, адаптировалась к новым условиям, развивая сетевую инфраструктуру, внедряя современные технические решения и осваивая новые рынки.

В соответствии с политикой Группы компаний «Центральный Телеграф» в 2004 г. совместно с дочерней компанией ЗАО «Центел» мы приступили к реализации проекта построения на территории Московского региона Единой мультисервисной сети, который оказался весьма успешным. На сегодняшней день сеть объединила более 1 млн. квартир в Москве и более 100 тыс. квартир в городах ближнего Подмосковья. Услугами на базе нашей мультисервисной сети пользуется более 75 тыс. абонентов.

В начале реализации проекта, после долгих изысканий (и технологических, и экономических, и маркетинговых), для построения сети была выбрана технология MetroEthernet, основанная на идее «оптика до каждого дома». Для России (да и для остального мира) это – уникальный проект. Мы запрашивали информацию, кто и как строит сети в мире. И нашли действующие фрагменты сети MetroEthernet в Японии, на Тайване и в Гонконге.

Дело в том, что при строительстве такой сети длина абонентской линии до коммутатора ограничена 100 метрами. Поэтому технология выгодна лишь в крупных городах с высокой плотностью населения. Москва этим требованиям удовлетворяет. И российская столица будет первым городом, в котором строятся не фрагменты, а полноценная сеть доступа на основе технологии MetroEthernet.

Естественно, с самого начала мы думали о сети, которая позволила бы обеспечить домашних абонентов полным спектром услуг связи (в частности, и Triple Play-сервисами: телефония, Интернет, телевидение), включая широкий набор дополнительных интерактивных сервисов. Проанализировали европейский подход, основанный преимущественно на технологиях xDSL по меди. Рассмотрели опыт США, где развитие услуг доступа к Интернету, а затем и Triple Play идет через операторов кабельного телевидения. Везде обнаружились свои преимущества и недостатки. Нам в этом смысле было и сложнее и проще. С одной стороны, у «Центрального Телеграфа» не было своей меди или коаксиала. И мы не были скованы необходимостью использовать старую инфраструктуру для новых услуг. С другой стороны, «последняя миля» требует наибольших вложений. Поэтому нашей главной задачей стала оптимизация инвестиций в сети абонентского доступа.

Выбор модели предоставления услуг
Ключевая задача на этапе выбора концепции построения сети доступа – контроль трафика. Точнее – изоляция клиентов друг от друга на «последней миле». Если мы говорим о DSL-технологиях, то таких проблем не возникает: все разделено уже на физическом уровне. А в сети Ethernet второго уровня на сегменте доступа все клиенты «друг друга видят».

Три ведущих мировых производителя – Nortel, Juniper и Cisco – предложили нам различные схемы (модели) предоставления услуг.

Надо сказать, что модель с установкой дорогого абонентского оборудования только одного интегратора мы исключили сразу, так как ценовой фактор играл для нас значимую роль.

Также нам была предложена модель «сервис-VLAN». Есть один сервис (голос, видео, данные), на который выделяется одна «виртуальная линия». К нему в сегменте доступа подключается большое количество клиентов. И в дальнейшем было необходимо дополнительными средствами изолировать клиентов друг от друга.

Мы попросили компанию-интегратора представить похожий проект. Нашли аналоги в Италии, в Австрии. Но когда начали подробно их изучать, выяснили: на «последней миле» для квартирных абонентов там используют DSL-технологии и медь.

Решили посмотреть, как в Европе строят сети доступа. Оказалось, что в них есть такой элемент, как BRAS (Broadband Remote Access Server). Его основная функция – профилирование клиента. Есть сеть доступа, есть магистральная сеть. И между ними – элемент ( BRAS), который управляет абонентскими профилями клиента и контролирует качество сервиса в зависимости от его типа. Мы поняли, что этого элемента в нашей концепции построения сети нет.

Обратились к схеме «клиент-VLAN». Здесь моделью предоставления сервисов является клиент. На каждого абонента выделяется свой защищенный VLAN. Весь трафик, который доступен клиенту (будь то голос, данные или видео), идет в этой виртуальной линии до агрегатора (BRASa), профилированного в зависимости от того, какие услуги, сервисы и скорости доступны абоненту.

Интегратор показал нам, что этот элемент есть во всех европейских сетях, в том числе и в сетях xDSL. Нам концепция очень понравилась. Она прекрасно изолирует клиентов друг от друга. Но при этом позволяет обеспечивать индивидуально для каждого клиента качество предоставляемого сервиса. Это не запрещает так называемый pear-to-pear трафик (то есть внутрисетевой трафик между нашими абонентами), но обеспечивает его контроль.

В конечном счете выбрали именно модель «клиент-VLAN», решавшую проблему контроля трафика и изоляции абонентов друг от друга. Решили на первом этапе строить многосвязную магистральную сеть с пропускной способностью 10 Гбит/с, узлы агрегации клиентов, которые подключаются несколькими линками к разным узлам магистральной сети, и устанавливать множество коммутаторов второго уровня, к которым и подключаются клиенты. Между ними, естественно, оптика.

Доступно и качественно
На первом этапе мы стремились оптимизировать затраты на прокладку кабеля, покупку коммутационного и абонентского оборудования. Перед нами стояли взаимоисключающие задачи: цена для пользователя должна быть доступной, потому что мы выходим на рынок квартирных абонентов. Все должно быть качественно.

Мы долго занимались изысканиями, как нам довести доступность до четырех девяток. Рассматривали сегменты, где возникают проблемы, пытались их резервировать, оптимизировать. Построили кольца на сети доступа MetroEthernet. А кольца на втором уровне не всегда хорошо себя ведут: возможны шторма.

Далее возникла проблема размыкания колец. Мы анализировали опыт построения сети MetroEthernet в Краснодаре: она очень интересно построена. Но у них от коммутаторов к абоненту тянется несколько проводов. Проложено много кабеля пятой категории. А мы решили проблему по-другому: установили у самого абонента маленький коммутатор второго уровня. За счет этого к абоненту идет только одна линия.

Возникали и другие проблемы – с оптикой. Она, конечно, есть. Но ее мало. И чтобы заново ее проложить, требуется столько разрешений и такие затраты! Вышли из ситуации, применив спектральное мультиплексирование и оборудование компании Adva.

Далее, у доступных коммутаторов D-Link, выбранных нами для сети доступа, есть серьезное ограничение по количеству поддерживаемых VLAN. Эти коммутаторы позволяют «посадить» на физическую пару волокон не более 255 абонентов. Возникают серьезные ограничения по количеству абонентов на одном гигабите (по нашим расчетам оптимально – 700-800). При этом мы знаем, что оборудование на уровне агрегации весьма дорогостоящее. И порты на нем очень дорогие. Поэтому нам пришлось ввести еще один уровень – уровень концентрации (здесь мы используем многопортовые гигабитные коммутаторы производства компаний Cisco и Zyxel), в котором «собираются» физические пары волокон с ограниченным количеством абонентов. И лишь затем концентраторы подключаются к дорогостоящим портам BRAS.

Вот так мы проходили по «лезвию бритвы», достигая компромисса между нашими маркетологами, требовавшими конкурентных цен и мгновенной доступности сервиса для абонентов, и эксплуатационной службой, стремившейся к высокому качеству и надежности сети.

Активно мы поработали и с производителями оборудования. И Juniper, и D-Link, и Zyxel, и производители того «железа», которое стоит в квартире абонента, доработали программное обеспечение с учетом наших требований.

Возникали совсем непредвиденные проблемы. Например, дешевое оборудование доступа при постоянной смене параметров обслуживания абонентов вдруг начинало «зависать». Разобрались с этой проблемой. Или другой пример: при обрыве полукольца доступа и его переконфигурации телевизор переставал работать. И эту проблему решили.

Нам очень помогает наш полигон, развернутый в марте 2006 г. Здесь есть и уровень агрегации, и уровень доступа, и квартиры абонентов. На этом полигоне мы испытываем все оборудование, чтобы при вводе сети в постоянную эксплуатацию ни мы, ни наши абоненты вообще не имели никаких проблем.

Собственно, на сегодняшний день все инфраструктурные, топологические и технологические проблемы решены. Нам удалось при низких затратах на оборудование добиться и высочайшего качества сети и доступности услуг для абонентов.

Автоматическая активация сервисов
На сегодняшний день осталась лишь одна нерешенная проблема, которая пока не дает нам полноценно использовать всю построенную инфраструктуру. Самое узкое место при обслуживании и подключении десятков и сотен тысяч пользователей – автоматическая активация сервиса «из конца в конец»: от комплекса предоставления услуги до устройства, находящегося в квартире абонента. Мы выбирали из множества производителей такого рода систем – Axiom, Comptel, HP, Cramer. На начальном этапе мы решили воспользоваться наработками специалистов нашей дочерней компании ЗАО «Центел» и на основе собственной разработки с привлечением специалистов нашего интегратора – компании NVision Group разрабатываем полноценную систему активации услуг. Следующий шаг – это внедрение «промышленной» системы, прошедшей апробацию в крупных сетях других операторов. Эта система должна «привязывать» клиента к биллингу, активировать клиента на комплексах предоставления услуг, задавать затребованные самим клиентом параметры обслуживания, прописывая их по всей цепочке оборудования: от уровня агрегации до коммутаторов второго и третьего уровней. Если это делать «вручную», получается долго, дорого и с риском «падения» отдельных сегментов системы или всей сети.

Единственный выход (с учетом того, что решение Juniper рассчитано именно на автоматическое профилирование клиентов) – создание такой системы, в которой сам абонент задает параметры обслуживания (характеристики трафика, набор сервисов, пакет видеопрограмм, полосу пропускания и т.п.), а система автоматически реагирует на настройки, введенные в нее клиентом. Лучше всего реализовать такую систему на портале с «личными кабинетами» абонентов. Тогда можно обеспечить практически онлайновое перепрофилирование клиентов и автоматическую активизацию сервисов.

Проблема в одном: для сети MetroEthernet системы такого уровня в России нет. И при выборе поставщика многие компании нам говорили: «Этого в России еще нет. Информационная система должна дорабатываться (а то и создаваться) под ваши требования».

Вот нам и нужна такая система, управляющая узлами агрегации, держащая сотни тысяч профилей абонентов, позволяющая мгновенно и автоматически изменять профиль абонента. Сейчас мы заканчиваем тестирование системы активации, разработанной совместно с компанией NVision. И уже приступили к работам по внедрению «промышленной системы». Надеюсь, что уже с начала 2007 г. активно выйдем на рынок предоставления услуг уже на другом уровне и в ближайшее время реализуем инновационную концепцию «Супермаркет услуг».

В новый год с новым качеством
Мы прокладываем многопарную оптику до дома. Строим кольцевые топологии на сетях доступа. Получается очень надежная сеть с большим запасом пропускной способности. В процессе реализации проекта, образно говоря, «выкручивали руки» производителям, требуя обеспечить высочайшую надежность их оборудования. Сеть построена. И построена таким образом, что с нового года на ней можно начать предоставлять все услуги в модели «клиент-VLAN» и при этом не снижать темпов подключения новых абонентов.

Наш ориентир в Москве – доступность сети для 3 миллионов квартир до конца 2008 г.

В Подмосковье «Центральный Телеграф» намерен придерживаться принципа «коврового покрытия» – полной застройки всего города оптикой, например уже сейчас заканчиваем работы в Химках, Красногорске, Лобне, Мытищах. На 2007 г. планируем развертывание сетей абонентского доступа в Долгопрудном, Люберцах, Одинцово, Балашихе, Видном.

«Центральный Телеграф» произвел серьезные капитальные вложения в сеть доступа. Четырехкратный запас по полосе пропускания в сети доступа у нас есть. Мы можем на ней предоставлять даже услуги HDTV. Так что в ближайшие 5 лет созданная сеть доступа не потребует модернизации и дополнительных вложений.

Что необходимо для успеха директору по развитию телекоммуникационной компании (10 принципов Алексея Тестова)

1. Владеть знаниями и технологиями построения сетей связи и телекоммуникационных комплексов предоставления услуг на основе традиционных и новых технических решений.

2. Представлять общую картину развития рынка телекоммуникаций как с технической, так и с коммерческой точки зрения.

3. Уметь из огромного массива поступающей информации выделять информацию, необходимую для успешной деятельности компании. Детально ее рассматривать, привлекая данные из разных источников.

4. Уметь четко и понятно формулировать общие и локальные цели и задачи.

5. Уметь делить сложную техническую задачу на подзадачи и распределять их решение.

6. Внедрять в коммерческую эксплуатацию «хорошее» и проработанное техническое решение, не занимаясь поиском «наилучшего».

7. При определении технической политики ориентироваться на стандартизованные и унифицированные технические решения.

8. Уметь выбрать такое техническое решение, которое обеспечит баланс между требованиями эксплуатационно-технических служб (надежность, простота эксплуатации), коммерческих служб (спектр и качество предоставляемых услуг, стоимость выхода на рынок, включая доступность услуги для клиента), финансовых служб (капитальные вложения, стоимость владения).

9. Уметь принимать решения в условиях отсутствия всех необходимых исходных данных, опираясь на мнение коллег и мировой опыт решения подобных задач.

10. При изменениях телекоммуникационного рынка или запросов клиентов вовремя корректировать техническую политику предприятия.