Распечатать

Тимур Алиев: «Ситуационный центр должен стать инструментом повседневного управления»

Connect! Мир связи #6 2012 г. О сложностях разработки и внедрения ситуационных центров, тенденциях и перспективах их развития рассказывает Тимур Алиев, технический директор дивизиона по работе с государственными организациями компании «Энвижн Груп».

4 июня 2012

Connect! Мир связи #6 2012 г.

Ситуационный центр (СЦ) – комплексное решение, которое обеспечивает мониторинг сложных объектов и управление ими. Пользователями СЦ являются в первую очередь государственные структуры (органы власти, силовые ведомства), но постепенно их внедряют и крупные промышленные предприятия (например, Московский метрополитен). О сложностях разработки и внедрения ситуационных центров, тенденциях и перспективах их развития рассказывает Тимур Алиев, технический директор дивизиона по работе с государственными организациями компании «Энвижн Груп».

Тимур Алиев, технический директор дивизиона по работе с государственными организациями компании «Энвижн Груп»

– Тимур, в каких сферах деятельности наиболее востребованы СЦ?

– Используемые в ситуационных центрах решения применимы на любом уровне. Как известно, многие перспективные технологии, изначально сделанные для «космоса», потом постепенно начинают работать на благо потребителей. Предполагаю, что в недалеком будущем могут появиться и персональные (индивидуальные) ситуационные центры.

Но пока что ситуационный центр – сложный инструмент, и его создание – довольно дорогое удовольствие. Поэтому реализацию подобных проектов могут себе позволить в первую очередь крупные корпорации и органы государственной власти.

Сегодня СЦ в большинстве случаев рассматриваются как антикризисное решение, но я считаю, что их предназначение – быть инструментом повседневного управления. Для этого следует обеспечить накопление знаний, регламентировать обмен информацией между государственными СЦ на федеральном и региональном уровнях. По мере развития их взаимодействия, внедрения «электронного правительства» в регионах значение ситуационных центров будет повышаться.

Интерес к СЦ проявляют и силовые структуры. Для них актуален анализ большого объема неструктурированных данных, в том числе циркулирующих в интернет-пространстве. При такой обработке речь идет о трендах, формирующихся «в реальном времени», параллельно с самим анализом. Традиционный подход (вначале создается модель, затем в нее укладываются имеющиеся данные) здесь не работает. Необходимо анализировать семантику и морфологию, т. е. уровень сложности системы повышается на порядок.

– Есть мнение, что проблемы с обменом информацией между органами власти – главный «тормоз» развития СЦ. Вы разделяете эту точку зрения? Какой видите выход из данной ситуации?

– Действительно, большинство руководителей не готовы к тому, чтобы информация свободно циркулировала в сети СЦ. Наверное, чиновники боятся распространения сведений о своих ошибках, неудачных действиях и т. д. Но проблему нельзя решить замалчиванием, ее надо обсуждать. Максимальный эффект – синергетический (системный) и мультипликативный (максимальная отдача от инвестиций) – от внедрения сервисных центров возможен лишь при условии, что между ними налажен обмен информацией. Нужно постепенно менять мышление госслужащих, приучать их к тому, что информация должна быть открытой.

Другая сложность межведомственного взаимодействия – отсутствие стандартизации. Сегодня каждый сам придумывает, с кем и каким образом обмениваться информацией. «Электронное правительство», в частности система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), в полной мере заработает только тогда, когда будут созданы технические и транспортные средства для передачи и получения информации. То есть будет действовать четкий механизм, который сегодня уже прописан на бумаге. Тогда предстоит договориться о следующем, понятийном уровне, но уже в рамках регламентов межведомственного взаимодействия.

– Как вы можете охарактеризовать основные тенденции развития ситуационных центров в России?

– Предлагаю для начала определиться с понятиями. Большинство существующих ситуационных центров правильнее называть «помещениями для проведения селекторных совещаний». Безусловно, они сыграли положительную роль на прошедшем этапе развития, помогая решать важные задачи при «ручном» управлении экономикой, но сейчас уже устарели. По нашим представлениям, СЦ – нечто большее, чем комната со средствами видеоконференцсвязи (ВКС). Мы предпочитаем говорить о ситуационно-аналитических центрах (САЦ).

Ключевое слово здесь «аналитический», подразумевающее «что будет, если…» Например, что будет, если в конкретном регионе увеличить налог с продаж / поднять акцизы на табак (спирт, нефть)? Какими при этом станут цены на газ/бензин/услуги ЖКХ? Какие будут последствия для градообразующих предприятий? Вот на какие вопросы должны уметь отвечать САЦ.

Ситуационно-аналитический центр должен включать:

  • комплекс технических средств, вычислительных ресурсов и средств защищенной связи;
  • программные средства сбора и накопления данных;
  • программные средства анализа данных и моделирования;
  • средства представления данных;
  • самое главное – «экипаж»: эксперты, аналитики, сценаристы и технологи, обеспечивающие функционал поддержки принятия решений (ППР).

Таким образом, ожидаемая нами тенденция развития – повышение значимости САЦ при принятии управленческих решений, стандартизация САЦ на уровне государства, развитие программного аппарата построения, реализации и контроля прогнозов.

– Инструмент для поддержки принятия решений – важный компонент СЦ. Большинству действующих сегодня центров таких средств катастрофически не хватает. С чем это связано?

– Средства ППР – часть проблемы. Даже частное лицо может купить космический корабль, но нужно еще и уметь им управлять. То же относится и к САЦ: необходимы люди, которые умеют работать с данным инструментом – только в этом случае функционал ПО используется на 100%.

Коммерческие структуры могут поставлять решения для ППР, но для их разработки требуются инвестиции. В свою очередь, заказчик должен иметь представление о возможностях ситуационных центров, необходимы подробные консультации экспертов. Многие заказчики, особенно представители государственных организаций, говорят на «своем» языке, и нужно помогать им формализовать свои потребности и задачи.

Для составления грамотного технического задания заказчик и исполнитель должны найти общий язык. Иначе получается, что либо заказчик оплачивает разработку с неизвестным результатом, либо разработчик должен рисковать, инвестируя собственные средства. Именно такая ситуация у нас с прогнозной моделью – мы надеемся, что она будет востребована на рынке.

– Какие факторы, на ваш взгляд, будут определять развитие СЦ в ближайшей перспективе?

– Основной фактор – увеличение потока информации, который нужно обработать при принятии управленческих решений. Постоянно возрастают и количество параметров, которые необходимо учитывать, и скорость их изменения, так что принятие эффективных решений уже невозможно «по старинке» – одним лицом (президентом, министром, губернатором).

Последние 10–15 лет рост экономики в России обеспечивали два обстоятельства: повышение цен на энергоносители и увеличение внутреннего спроса благодаря доступным потребительским кредитам. Сегодня эти факторы практически исчерпаны. Остается наиболее вероятный вектор роста – инвестиционный.

Внимание руководства страны уже сфокусировано на развитии данного направления, что подтверждается реализацией инновационных проектов: Сколково, технопарки, Агентство стратегических инициатив и т. д. Их основная цель – улучшить инвестиционный климат, особенно в российских регионах. Но для успешного решения этой задачи приходится учитывать огромное число разнородных факторов. Поэтому ситуационные центры могут стать инструментом, который поможет руководителям принимать соответствующие решения.

По традиции инициатива исходит из центра: Президент поставил задачу развивать инновационную экономику. По ходу ее решения будет возрастать потребность в ситуационных центрах на основе использования прогнозных моделей. Но одного стремления административного корпуса недостаточно. Когда средние предприятия будут вкладывать деньги в исследования и разработки, придет осознание, что нужно искать более эффективные способы управления экономикой. Наверняка многое изменится, когда на рынке появятся соответствующие решения. «Энвижн Груп» активно занимается их разработкой.

– Какие решения и услуги в области СЦ предлагает «Энвижн Груп»?

– Наша компания более десяти лет разрабатывает и внедряет ситуационные центры для крупных государственных и коммерческих заказчиков. Наши решения используют ГК «Росатом», ГЦУ «Центртелеком», Федеральное агентство по рыболовству и др.

Сейчас по заказу одного из регионов мы разрабатываем ситуационный центр для органов государственной власти, реализуя накопленный опыт и применяя различные разработки, в частности BI-продукты Oracle. Наши специалисты составили техническое задание, сейчас оно находится на утверждении у заказчика. Прототип центра, соответствующего данному ТЗ, мы представим на выставке «Связь-Экспокомм 2012». В ближайшее время начнется внедрение данного решения и формирование на базе этого опыта продуктового предложения, которое будет представлено на рынке.