Распечатать

Торжество интеллекта

В журнале «Большой бизнес» (№7-8, 2010 г.) опубликована статья о формировании следующей ступени развития российского ИТ-рынка — интеллектуальной интеграции, идущей на смену системной. В качестве первого примера создания интеллектуального интегратора приводится компания «Энвижн Груп».

9 сентября 2010

Светлана Громакова, журнал «Большой бизнес»

Системных интеграторов не напрасно считают элитой рынка ИТ-услуг. Во время кризиса лидеры этого сегмента не только устояли сами, но и за счёт своих решений и услуг помогли смягчить удары, обрушившиеся на заказчиков из других отраслей экономики. Сегодня у них другая задача — обеспечить условия для быстрого восстановления и ускоренного развития бизнес-процессов на выходе из рецессии. Неужели прогнозы насчёт того, что ИТ-отрасль станет-таки тем локомотивом, который направляет и тащит за собой всю экономику, близки к тому, чтобы сбыться?

Как считают аналитики рынка информационных технологий и сами его игроки, несмотря на все ощутимые удары, кризис, несомненно, пошёл на пользу отрасли. И дело здесь не только в пресловутых «заоблачных» зарплатах сотрудников компаний, даже у специалистов среднего уровня. Хотя даже этот момент — пересмотр размеров материального вознаграждения в соответствии с реальной ценностью для компании того или иного специалиста и его вкладом в развитие бизнеса — сам по себе достаточно позитивен в плане снижения неоправданных издержек.

Однако, имеются более значимые аспекты влияния кризиса на отечественный ИТ-рынок. В силу того, что ключевые заказчики ИТ-компаний — а это весь крупный бизнес и государственный сектор — секвестрировали бюджеты на поддержку и развитие своих ИТ-инфраструктур, остро встал вопрос, как с меньшими затратами обеспечить большую эффективность корпоративных систем, или, как минимум, сохранить её на прежнем уровне. Таким образом, ИТ-компании получили мощный стимул для того, чтобы предлагать сложные решения с применением новых для нашего рынка технологий и высокоинтеллектуальные услуги, которые позволили бы снизить стоимость совокупного владения ИТ и при этом продолжать совершенствовать бизнес-процессы заказчиков.

Понятно, что делать подобные предложения могут компании, обладающие соответствующими компетенциями и очень высокой квалификацией. Соответственно, на ИТ-рынке произошёл своего рода естественный отбор. Основная масса малоэффективных «интеграторов» и  «аутсорсеров», существовавших, в основном, за счёт аффилированности с кем-нибудь из влиятельных сотрудников компаний-клиентов, была вынуждена рынок покинуть. Поскольку как бы ни хотелось «порадеть родному человечку», а своё кресло, всё-таки, дороже. И то, что выглядело вполне допустимым, когда денег никто особо не считал, стало совершенно невозможным в период жёсткой экономии, когда эффект от вложения каждой копейки рассчитывается до тысячных долей процента. Сегодня как никогда велик спрос на услуги компаний, чьи решения не просто «подстраиваются под ситуацию» заказчика, а, скорее, переворачивают эту ситуацию в пользу клиента.

IQ как основа бизнеса

Определение «интеллектуальный интегратор» появилось в лексиконе отечественных «айтишников» примерно в прошлом году благодаря компании «Энвижн Груп», которая сформулировала подходы к определению «интеллектуальная интеграция», как следующего этапа развития системной интеграции. При всём уважении к компании и её специалистам, должна всё же признаться: такое сочетание казалось несколько претенциозным. Кому как, а лично мне трудно представить, что деятельностью, которая сама по себе несёт печать интеллекта, могла бы заниматься компания, сотрудники которой не дружат с мозгами. «Интеллектуальный интегратор создаёт высокую добавленную стоимость привнесением существенной доли собственных инновационных разработок в вендорные решения, из которых создаётся информационная система, — пояснил первый заместитель генерального директора — технический директор «Энвижн Груп» Александр Гольцов. — Часто возникает необходимость объединить в единую, слаженно работающую систему несколько блоков, не совмещающихся корректно друг с другом. Мы создаём и применяем решения, которые позволяют справиться с этой задачей с максимальным соблюдением интересов заказчика. Поэтому для интеллектуального интегратора одной из важнейших задач является постоянное развитие компетенций команды, а также последовательное создание глубокой отраслевой экспертизы, разработка специализированных вертикально–интегрированных решений и услуг, ориентация на максимальный экономический эффект от внедрения ИТ-решений».

Следует отметить, что «Энвижн Груп» — не единственная компания, руководствующаяся подобными принципами. Практически каждый крупный игрок рынка системной интеграции может предъявить довольно внушительный портфель собственных инновационных разработок, появившихся именно в период кризиса. Готовность предлагать новые, иногда неожиданные решения, позволяющие хоть на доли процента, но повышать эффективность бизнеса заказчиков, собственно, и была определяющим фактором сохранения их собственного бизнеса. Конечно, большое значение сыграл и размер компаний. Понятно, что у гигантов, лидеров нашей ИТ-индустрии было на несколько порядков больше шансов сохранить устойчивость, чем у тех же инновационных маленьких компаний. Но и крупной организации, если доля «интеллектуальной составляющей» в её бизнесе низка, не менее сложно переживать период экономического спада без сторонней помощи и поддержки. Очевидно, что во время всеобщей экономии спрос будет на тот продукт, без которого крайне проблематично удерживать своё место на рынке, но при этом его невозможно создать собственными силами. Это, кстати, отчасти подтверждает и тот факт, что наибольшие потери в прошлом году понесли поставщики компьютерного оборудования. За предыдущие богатые годы и частные компании, и бюджетные организации накупили столько техники, что вполне могли обойтись год-другой без новых приобретений.

Тем более, что на рынке появилось предложение, которое свело практически на нет актуальность покупки серверов целыми партиями. Технологии виртуализации, ставшие весьма популярными и востребованными в разгар кризиса, позволяют в несколько раз сократить парк компьютерной техники. Но вот чтобы настроить бизнес-системы и приложения на  «волну» виртуализации, нужны профессионалы соответствующего уровня.

Так что, кризис обернулся для ИТ-рынка не только глубоким провалом продаж, но и значительно более глубокими качественными изменениями. И если на то, чтобы восстановить количественные объёмы, понадобится, по мнению экспертов, два-три года, то очень хочется надеяться, что по качеству он уйдет далеко вперед.

Пришла эра интеллектуальных интеграторов, высококомпетентных аутсорсеров, чьи усилия не в последнюю очередь помогли удержаться на плаву огромному числу предприятий и организаций из самых разных отраслей экономики. Как отметил первый заместитель генерального директора «Энвижн Груп» Евгений Закрепин, «кризис стал проверкой на прочность того, насколько эффективно компании ведут бизнес. Конечно, часть заказчиков заморозила проекты, но это, в основном, те, что не носили стратегического характера. Мы же работаем на рынке «умных», сложных проектов. А они в кризис востребованы, так как позволяют создавать информационные системы, значительно экономящие средства заказчика и оптимизирующие его бизнес-процессы. Наша экспертиза в 2009 г. была востребована, особенно операторами связи, государственными заказчиками, банками, компаниями ТЭК».

Укрепление виртуальной власти

Одним из наиболее заметных событий ИКТ-рынка в прошлом году стало заключение стратегического партнёрства между компанией «Ростелеком», которую правительство назначило ответственным исполнителем проекта по созданию Электронного правительства, и «Энвижн Груп». Сделка по приобретению «Ростелекомом» 25% акций интегратора близка к завершению. Целью этого партнёрства является совместная реализация масштабных стратегических проектов национального масштаба. Главным образом, это модернизация телекоммуникационной инфраструктуры России и создание федеральной сети дата-центров для предоставления комплексных услуг государственным и крупным корпоративным заказчикам.

Однако продажа активов «Ростелекому» не означает, что вся деятельность «Энвижн» теперь сосредоточится исключительно в сфере телекоммуникаций. Компания намерена усиливать позиции в традиционных для себя отраслях экономики — банковском секторе, топливно-энергетическом комплексе, а также в государственном секторе. Пожалуй, самой привлекательной на сегодняшний день выглядит перспектива системного участия в создании Электронного правительства. Компетенции и опыт, накопленные в ранее реализованных — разнонаправленных — проектах создания информационных систем в органах государственной власти, плюс партнёрство с ответственным исполнителем проекта позволяют рассчитывать на то, что эти планы скоро станут реальностью. Хотя, как отмечает Александр Гольцов, «Энвижн Груп» будет далеко не единственным интегратором, привлечённым к созданию Электронного правительства. Масштаб этого проекта таков, что работы, по мнению экспертов рынка, там хватит для каждой компании из ТОР-100 системных интеграторов России.

Однако, основная проблема, по мнению Гольцова, заключается отнюдь не в технической стороне проекта. Да, конечно, его масштаб грандиозен. К тому же на карте каналов широкополосного доступа немало «белых пятен». Но это всё решаемо. Намного сложнее будет интегрировать разнородные системы, созданные в рамках Электронного правительства в разных организациях и регионах, в единое информационное пространство. Это, конечно, будет серьёзным тестом для интеллекта интеграторов, которым достанется решение данной — очень нетривиальной — задачи.

Плюс цодификация страны

Впрочем, можно сколько угодно говорить и об Электронном правительстве, и об Информационной России — ещё более грандиозном проекте, который предполагается запустить сразу, как только утрясутся хотя бы основные проблемы с налаживанием диалога между государством и его гражданами в виртуальном пространстве. Не будет ничего работать без нормальной инфраструктуры, ключевым звеном которой является, безусловно, сеть коммерческих дата-центров.

Нельзя сказать, что в стране не строят ЦОДов. Как раз этот сегмент ИТ-услуг — один из наиболее привлекательных, потому что на сегодняшний день дата-центров у нас катастрофически мало. И бизнес, и госсектор пытаются покрыть дефицит за счёт строительства собственных — корпоративных — центров обработки данных. Но и это не выход. Прежде всего, потому, что каждая организация, решившаяся на подобный проект, сталкивается с массой проблем, которые, по сути, сводятся к одной глобальной. В России по пальцам можно пересчитать специалистов, действительно знающих, как проектировать и строить дата-центры, и умеющих это делать. И нужно очень постараться, чтобы на рынке коммерческих ЦОДов найти такой, который соответствует принятым в мире стандартам проектирования инженерного обеспечения по параметрам отказо- и катастрофоустойчивости. И хотя некоторые отечественные дата-центры заявляют о своем соответствии третьей степени надёжности по международной системе классификации Tier (по четвертой — самой максимальной — в России еще не построен ни один ЦОД), на самом деле, это в большинстве случаев не соответствует действительности. «Максимум, что они реально могут обеспечить, — это на уровне полутора, — говорит Александр Гольцов. – Но стандарт отказоустойчивости чётко определяется по шкале от I до IV, и промежуточных значений нет и быть не может».

Одна из глобальных задач, которую «Энвижн Груп» намерена решить в партнерстве с  «Ростелеком», — это создание в стране сети коммерческих дата-центров. К этому проекту компания тщательно готовилась — в прошлом году она получила в международном центре сертификации дата-центров The Uptime Institute статус аккредитованного проектировщика ЦОДов (Accredited Tier Designer) по стандарту Tier. Специалисты компании регулярно присутствуют на наиболее значимых форумах, посвящённых ЦОДостроению, отслеживая последние мировые тенденции в подходе к решениям дата-центров в плане активного оборудования и систем инженерных коммуникаций.

Программа строительства сети ЦОДов рассматривается в компании, ни много, ни мало, как переворот на рынке аутсорсинга, который, по словам Алексея Нащёкина — в недавнем прошлом генерального директора «Энвижн Груп», а сейчас перешедшего на работу в  «Ростелеком», совершится в течение ближайших пяти лет. Реализация на базе дата-центров концепции cloud computing — создания системы «взаимоперетекающих» облаков позволит предоставлять заказчикам комплексные услуги аутсорсинга нового поколения, где одним из ключевых элементов станет SaaS (софт как услуга) — сервис, о котором у нас до сих пор больше говорят, нежели используют. Однако в ближайшее время он, по мнению специалистов, станет реально востребованным, поскольку корпоративные системы постоянно усложняются, количество приложений растёт, и, соответственно, увеличиваются затраты как на оплату специалистов, способных поддерживать это корпоративное хозяйство в надлежащем состоянии, так и на обслуживание «железа». Между тем, ни компаниям, ни госорганизациям, по большому счёту, всё это абсолютно ни к чему. Единственное, что им действительно нужно — это обеспечение их процессов в той конфигурации, которая в наибольшей степени соответствует задачам на данный момент, и при минимальных затратах.

Оригинал статьи в формате PDF (349 Кбайт)