Распечатать

Требуется помощь в чрезвычайных ситуациях: когда в России появятся «умные города»?

РБК, 3 декабря 2012

Интервью директора дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп» Александра Мартынова

4 декабря 2012

Создание «умных городов» является одним из самых эффективных способов повышения уровня жизни людей, возможность сделать их существование более безопасным. В этом заинтересованы и власти, и бизнес по всему миру. О своем видении ситуации с такими проектами в России в интервью РБК рассказал директор дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп» Александр Мартынов.

РБК: В последнее время популярной темой для обсуждения стал так называемый умный город. Какие технологии применяются для его создания?

Александр Мартынов: Речь идет о технологиях, которые создают единое информационное пространство города. Спектр их применения может быть очень широким. «Безопасный город» — составная часть того, что называют «умным городом». Но сегодня существуют разные трактовки того, что должно входить в понятие «безопасный город». Граждане, государство и бизнес по-разному понимают этот термин. Для простых людей — это видеокамеры в подъезде, для транспортников — система управления дорожным движением. В идеале такая система может охватывать практически все сферы жизни современного мегаполиса и на основе собранной информации выдавать прогнозы о вероятности тех или иных чрезвычайных происшествий.

РБК: Из каких компонентов должна состоять такая система, чтобы можно было сказать, что она полностью работоспособна?

А.М.: Прежде всего это ситуационный центр, который обеспечивает мониторинг ситуации и своевременное получение необходимой информации о состоянии городских объектов. В качестве примера можно привести «систему 112», которую мы сегодня внедряем в целом ряде регионов. С ее помощью можно существенно повысить эффективность взаимодействия служб оперативного реагирования. Кроме того, нужны подсистемы управления городским транспортом и безопасностью дорожного движения, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Сюда же входит управление энергоэффективностью и экологической безопасностью, а также система автоматизированного управления ЖКХ.

РБК: Как работает такая система с технической точки зрения?

А.М.: Возьмем в качестве примера пожары. С ними крупный город сталкивается буквально каждый день. После возникновения возгорания в здании срабатывает пожарный датчик. У диспетчера ситуационного центра на карте сразу появляется пиктограмма «пожар» и срабатывает автоматическая система информирования экстренных служб, которая, в зависимости от характера возгорания, запускает разные сценарии по реагированию. А когда пожарные машины едут к месту пожара, автоматизированная система управления дорожным движением создает им «зеленую улицу».

РБК: Какие проекты в этой области вы реализуете?

А.М.: Хотя мы создаем лишь отдельные компоненты такой системы, опыт у нас уже достаточно большой. К примеру, мы разработали проект «Безопасный город» для Уфы. Сейчас работаем над целым рядом аналогичных решений. В Зеленограде реализуется программа «Большой интеллектуальный город», еще мы участвуем в создании ситуационного центра иннограда «Сколково». Типовые проекты «Безопасный город» прорабатываются нами в Екатеринбурге, Кирове, Нижнем Новгороде, Волгограде. Запланировано еще несколько аналогичных решений.

РБК: Что входит в типовой проект «Безопасный город»?

А.М.: Например, если брать проекты в Екатеринбурге и Кирове, они включают в себя уличное видеонаблюдение, мониторинг мобильных объектов и пункты экстренной голосовой связи «гражданин-полиция». Но этот список в любой момент может быть расширен.

Мониторинг мобильных объектов — это отражение на карте в реальном времени местоположения спецмашин МВД, ППС и МЧС. В случае какого-то происшествия такая технология существенно облегчает координацию и уменьшает время прибытия на вызов. Ящики «спасите-помогите» оборудованы видеокамерой и помогают оперативно вызвать полицию, даже если у вас, например, только что отобрали сумку с телефоном.

РБК: Существуют ли на сегодняшний день единые по всей стране правила создания подобных систем?

А.М.: Несмотря на то, что во многих регионах созданы различные компоненты таких систем, государство пока не выработало для них единых стандартов. Кроме того, очень большой проблемой является взаимодействие между МВД, МЧС и другими ведомствами. Тем не менее, даже в такой ситуации уместно говорить об эффективности и важности развития этого направления в городах. Например, в Тульской области около 25% от общего числа преступлений были раскрыты с помощью «Безопасного города», а установка видеокамер на основных трассах Подмосковья позволила снизить аварийность на 60-80%.

Сейчас мы реализуем проект, который после произошедшего 17 ноября инцидента на стадионе в Химках, когда под ногами вратаря «Динамо» взорвалась брошенная петарда, стал, на мой взгляд, еще более актуальным. На московском стадионе «Локомотив» мы устанавливаем камеры с двадцатикратным приближением, которые позволят наблюдать за поведением болельщиков. «Локомотив» вмещает порядка 30 тыс. зрителей, и вычислить виновников подобных провокаций сейчас довольно сложно. Вообще идея применения видеонаблюдения на стадионах родилась еще в 1990-егоды в Англии, которая знаменита своими футбольными болельщиками. Тогда целое научно-исследовательское подразделение МВД Великобритании изучало и адаптировало систему видеонаблюдения на стадионе. В Химках полиция так и не выявила того, кто бросил петарду. С помощью нашей системы сделать это будет гораздо проще.

РБК: Как будут стыковаться друг с другом системы в различных регионах?

А.М.: Сейчас мы как раз работаем над решением этой проблемы с помощью «облачных» технологий. По заказу «Ростелекома» разрабатываем типовые решения сервиса «Безопасный город» для национальной «облачной» платформы О7. Сервис О7.Сити — это интеллектуальная настройка над существующими локальными системами «Безопасный город», которая объединит базы данных разных ведомств для оперативного анализа и прогноза ситуации. В декабре 2012г. мы планируем выйти на работающий макет.

РБК: Сколько времени понадобится, чтобы повсеместно реализовать в нашей стране технологии создания «умного города»?

А.М.: Работа идет. Тема неоднократно обсуждалась в парламенте. Председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая подробно информировала президента страны Владимира Путина о необходимости принятия мер в этом направлении. Руководитель правительственной комиссии по профилактике правонарушений, глава МВД Владимир Колокольцев также обращался с этими вопросами в правительство, но конкретных решений пока не принято.

РБК: Если посмотреть на зарубежный опыт, как на его фоне смотрится Россия?

А.М.: Конечно, нельзя сказать, что мы находимся на передовых позициях. Во многих странах уже реализованы более продвинутые комплексные проекты. Например, в Нью-Йорке создан центр по раскрытию преступлений в реальном времени, в Стокгольме организован платный въезд в центр города, в Мадриде внедрена единая система реагирования на чрезвычайные ситуации.

Если бы эти системы развивались у нас более активно, удалось бы избежать многих бед, таких как, например, трагедия в Крымске. Я убежден, что главное — не бороться с последствиями, а вовремя прогнозировать и предупреждать об опасности, криминальной и техногенной. Именно в этом и заключается основная задача «Безопасного города».

Интервью на сайте РБК