Распечатать

В ожидании большого скачка

Журнал "Профиль". 05.12.2011. Госорганы медленно, но верно переходят на электронный документооборот. В связи с этим системные интеграторы ожидают заметного роста спроса на ИТ-услуги со стороны госсектора уже в 2012 году.

5 декабря 2011

Госорганы медленно, но верно переходят на электронный документооборот. В связи с этим системные интеграторы ожидают заметного роста спроса на ИТ-услуги со стороны госсектора уже в 2012 году. Поставить новый автомобиль на учет в ГИБДД без очереди не выйдет. Чтобы добраться до заветного окошка в налоговой и подать декларацию, тоже придется постоять. Сдать документы на новый загранпаспорт - через очередь в паспортный стол. Очередь и за выпиской из Росреестра... Сколько личного и рабочего времени тратит среднестатистический россиянин (не говоря уже о бизнесе) на получение всякого рода бумажек? Этого никто и никогда не подсчитывал. Очевидно одно: любой гражданин с облегчением вздохнет, лишись он всех этих бюрократических радостей.

Поскольку от отношений с государством все равно никуда не деться, лучшим спасением от бумажной волокиты и лекарством от очередей является максимально полный перенос госуслуг в виртуальное пространство - в Интернет. В принципе шаг в эту сторону уже сделан: в последние два года активно развивается проект www.gosuslugi.ru, который позиционируется как "единое электронное окно" для предоставления гражданам ряда государственных услуг. Но этому порталу пока очень далеко до идеала, поскольку зачастую приходится дублировать электронные операции личным присутствием в учреждениях.

Многие государственные ИТ-сервисы и портал госуслуг не работают в полную силу. Эксперты считают, что происходит это потому, что рынок ПО и ИТ-услуг для госсектора находится на начальном этапе формирования. "На первый план вышло внедрение новых сервисов, но удобству их использования пока не уделено достаточно внимания. Например, было принято решение сделать возможным оформление паспорта в Интернете. Это действительно хорошая идея, потребность в такой услуге есть. Механизмы работы были выбраны правильно, были применены передовые технологии, и эта возможность наконец появилась. Но пользоваться ей не очень удобно. В системе часто происходят сбои, структура сайта достаточно сложная. В результате многие пользователи, столкнувшись с неисправностью системы, недовольны новым сервисом, несмотря на все его достоинства", - отмечает заместитель генерального директора компании "КРОК" по работе с госсектором Дмитрий Купча.

И все же, несмотря на то, что система электронного правительства пока не доведена до ума, позитивные подвижки есть, и можно констатировать, что рынок ПО и электронных услуг в госсекторе бурно растет. "Сейчас наблюдается переход количества в качество. За предыдущие годы в госсекторе в основном формировалась базовая ИТ-инфраструктура - разворачивались вычислительные сети, закупались компьютеры и оргтехника. Сейчас реализуется следующий этап - по автоматизации всей государственной деятельности, переводу государственных услуг на электронную основу и организации межведомственного взаимодействия в электронном виде", - говорит директор дивизиона по работе с государственными организациями "Энвижн Груп" Александр Мартынов.

Происходит кадровое омоложение в госсекторе, увеличивается число тех, для кого компьютер и сетевые технологии уже стали естественным рабочим инструментом. Поэтому растет потребность в соответствующих решениях и снижается порог неприятия нового. "К сожалению, по-прежнему огромной проблемой является сложившаяся в прошлом веке процедура выработки, согласования, принятия решений и их последующая реализация: характерный период осуществления этих процессов на порядки больше времени совершенствования технологий. Это приводит к тому, что к моменту внедрения решение уже может морально устареть", - сетует Александр Мартынов.

Несмотря на то, что в 2009 году из-за финансового кризиса спрос на ИТ в госсекторе снизился примерно на 20-30% по сравнению с 2008 годом, государство все равно осталось одним из крупнейших заказчиков для системных интеграторов. Проекты федерального масштаба вроде создания системы межведомственного взаимодействия или перехода на электронные госуслуги (электронные госзакупки, электронное правосудие и т.д.) настолько объемны, что реализуются годами, давая подрядчикам-интеграторам постоянный доход. "Государство поставило амбициозные задачи по информатизации всех уровней власти и задало серьезный темп исполнения проектов. Уже, конечно, видны первые положительные результаты: успешный перевод госуслуг на электронную основу, автоматизация лечебных учреждений, создание технопарков в сфере высоких технологий, формирование единой интеллектуальной транспортной системы, внедрение электронного образования и многое другое. Реализуется большой объем инициатив, направленных на повышение скорости и качества межведомственного электронного взаимодействия, что позволит россиянам получать государственные услуги и нужную информацию в электронном виде", - говорит Александр Мартынов.

Игроки индустрии с удовлетворением отмечают, что в 2011 году значительно выросли бюджеты государственных структур на ИТ. "На мой взгляд, это связано с улучшением экономического положения в стране после кризиса", - считает руководитель направления по работе с госсектором компании "НОРБИТ" Олег Круглов. При этом можно говорить о качественных подвижках, поскольку изменилась и структура финансирования ИТ. В прошлые годы госсектор большую часть средств выделял на построение инфраструктуры для реализации проектов, то есть, по сути, на "железо". А меньшая часть оставалась на внедрение программного обеспечения. Но уже в этом году данная пропорция стала как минимум выравниваться, а в самом ближайшем будущем технологическая часть с ее продуктами и внедрением перевесит затраты на "железо".

В уходящем году основным двигателем направления "ИТ в государственном секторе" стал проект электронного правительства, и спектр продуктов и предложений ИТ-интеграторов был связан в основном именно с ним: система межведомственного электронного взаимодействия, подключение к порталу госуслуг (в основном на федеральном уровне), перевод административных регламентов в электронный вид. "По этим направлениям изменения по сравнению с прошлым годом наиболее заметны. Все эти решения уже давно имеются в пакете предложений нашей компании, и есть положительный опыт реализации - в том числе и "межведа" (первый проект датирован 2005 годом). Некоторые ИТ-компании были вынуждены под влиянием рынка такие решения создавать. Мы тоже не стояли в стороне: совершенствовали существующие и создавали новые. Движение здесь двунаправленное. С одной стороны, появляются технологические новинки: технологии виртуализации, "облака", планшеты и т.д. С другой - государство ставит в приоритет такие задачи, как повышение эффективности использования информационных систем, расширение спектра услуг, предоставляемых в электронном виде, расширение функционала существующих информационных систем. Объединяясь, эти два вектора и порождают новые тренды и решения", - говорит замдиректора департамента по работе с государственными органами компании "Ай-Теко" Вячеслав Елагин.

Но, хотя уже и реализована значительная часть гигантского проекта "Электронная Россия", остается еще огромный фронт работ по дальнейшему строительству и отладке ИТ-инфраструктуры страны. Представители отрасли прогнозируют, что в 2012 году ИТ для госнужд получат новый и еще более мощный импульс к развитию. 2011 год, несмотря на рост финансирования, стал, скорее, годом небольшой паузы, которую государственные компании - заказчики ИТ-решений взяли в связи с предвыборным периодом. Организации предпочли не начинать технологически сложные и долгосрочные проекты, а сосредоточились на реализации ранее заключенных контрактов. "Но, скорее всего, уже в следующем году мы увидим больше новых проектов. Возможно, темпы развития будут не очень быстрыми, ведь могут измениться многие команды, а на разработку проекта и его согласование требуется длительное время", - предполагает Дмитрий Купча.

От 2012 года игроки ИТ-рынка ожидают не только увеличения активности госсектора и роста бюджетов, но и перестановки акцентов на новые направления и на углубление уже существующих электронных сервисов. Генеральный директор компании "Техносерв Консалтинг" Кирилл Булгаков считает, что новыми трендами станут прежде всего "облачные" сервисы, универсальная единая карта, национальная платежная система. "Кроме того, будут совершенствоваться электронное правительство на федеральном и региональном уровнях, национальная программная платформа, электронный документооборот в ведомствах и предоставление электронных госуслуг", - говорит он. В первую очередь будут востребованными решения, позволяющие полностью перейти с бумажного документооборота на электронный: это и цифровой архив, и управление жизненным циклом информации, и сам электронный документооборот, и, что важно, аналитические системы поиска по неструктурированным данным, без которых можно будет утонуть в терабайтах информации.

Далее можно отметить решения, автоматизирующие процессы управления в основном в области поддержки принятия решений, - так называемые ситуационные центры (СЦ), или центры управления. СЦ позволяют, во-первых, сжимать большие объемы информации, а во-вторых, предоставлять ее в наглядном виде, способствующем выявлению критических мест в состоянии управляемых объектов. В-третьих - давать прогноз развития ситуации в случае применения или неприменения управляющих воздействий и учитывать сложную структуру взаимовлияний внутри субъекта управления и его отношений с внешним миром (т.е. аккумулировать опыт управления каждым конкретным субъектом). То есть, переводя с технического языка на человеческий, эти ИТ-решения смогут прогнозировать различные происшествия - как техногенные, так и природные катаклизмы, и даже политические волнения, - представлять эту информацию в понятном виде и предлагать превентивные меры по решению текущих и грядущих проблем. Этакий электронный оракул.

"Следующей задачей станет построение безопасного, или, как теперь принято говорить, умного города. Фактически это означает консолидацию всех современных инновационных технологий, которые существуют в мире: системы видеонаблюдения, управления городским транспортом, управления средствами экстренного реагирования и т.д.", - говорит Александр Мартынов. Система "Умный город" осуществляет сбор фактических показателей, сравнивает их с целевыми и формирует предложения для контроля ситуации и принятия решения.

Кроме того, набирает обороты автоматизация государственных медицинских и образовательных учреждений. На данный момент, к примеру, уже развернуто множество информационных решений под разные медицинские задачи, но нет единой, законченной автоматизированной системы. "Мы сейчас осуществляем моделирование такой системы, которая позволила бы автоматизировать ключевые бизнес-процессы в медицинских учреждениях - от онлайн-записи к врачу и ведения истории болезни в электронном виде до предоставления отчетов в Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь свои сложности, ведь история болезни подпадает под категорию защиты персональных данных, причем с суровыми ограничениями доступа, поэтому вопросы информационной безопасности необходимо решать особо тщательно", - отмечает Александр Мартынов.

Еще одно из перспективных направлений - это внедрение ИТ-решений в системе образования: электронный дневник, онлайн-расписание занятий, выдача и проверка домашних заданий в электронном виде, удаленное обучение, "облачный" сервис для доставки обучающего контента и т.д. Это, конечно, не настолько объемные задачи, как в случае с полным переходом на электронный документооборот, но не менее значимые и для интеграторов, и для системы образования.

Вообще то, что происходит сейчас в ИТ, многие называют подготовительным этапом для гигантского - как качественного, так и количественного - скачка вперед. Директор департамента ИТ правительства РФ Алексей Попов, выступая недавно на CNews Forum, отметил, что "в госсекторе назревает ИТ-революция". И это, судя по намеченным целям, задачам и открывающимся возможностям, совсем не пустые слова.

Оригинал статьи вы можете посмотреть здесь: http://www.profile.ru/items/?item=33625&page=1&comment=1