Распечатать

Журнал CNEWS, январь-февраль 2007

Андрей Зюзин: Сегодня не только клиент выбирает поставщика решения, но и поставщик выбирается клиента

15 февраля 2007

Андрей Зюзин: Сегодня не только клиент выбирает поставщика решения, но и поставщик выбирается клиента

Отмечаете ли вы замедление темпов роста российского рынка ИТ-услуг за последний год?
 
Рынок продолжает расти, в среднем, на 15-20% в год. Это немного, но тенденция, как мне кажется, будет сохраняться. Она более благоприятна, нежели в регионах EMEA, где прирост составляет, в среднем, 5-10% в год. Такой процент связан с двумя факторами: во-первых, рынок профессиональных ИТ-услуг в РФ не развит, клиенты не видят быстрой и достаточной отдачи от использования консалтинга. При этом, 90% спроса на подобные услуги формируют сегодня крупные компании, которым необходимо решать отдельные задачи. С другой стороны, небольшой прирост рынка связан с ценовым диапазоном предложений и с отсутствием определенных решений для конкретных задач клиентов. Например, доля консалтинговых решений в портфеле нашей компании за год увеличилась очень значительно.  Это обусловлено как активным ростом экономики, так и дефицитом качественных,  профессиональных управленцев, что провоцирует привлечение консультантов и услуг аутсорсинга.  
 
Какие изменения произошли в этом секторе за последнее время? Какие новые тенденции появились?
 
Среди основных тенденций можно отметить стабилизацию ценовых характеристик решений, рост числа предложений от производителей и системных интеграторов, ранее традиционно рассматривающих лишь вопросы интеграции и внедрения аппаратно-программных комплексов, «продуктизацию» предложений, рост доли консалтинговых проектов в бизнесе компаний. Среди относительно новых тенденций заметно оживление на рынке западных консультантов, готовых прийти в Россию и предложить свои услуги. Отечественные компании это не сильно пугает, так как в нашей стране существуют свои особенности и правила, которые потребуется время. Интересно, что глобальные компании, традиционно известные в РФ как поставщики аппаратных решений, начали продвижение своих консалтинговых концепций и услуг, и мы можем наблюдать некоторые примеры их успешной деятельности. Также нужно отметить появление системности в подходе государства к ИКТ вообще и к консалтингу в частности.
 
Каких важных ошибок российские ИТ-консультанты научились избегать в проектах?
 
Прежде всего, быть «всеядными». Если раньше предприятия брались за любые проекты, то сегодня  серьезная консалтинговая компания  уже не будет работать с заказчиком, для которого ее решение не подходит изначально. В процессе внедрения существенная доля работ приходится на услуги, поэтому риски и затраты консалтинговой компании больше (если сравнивать с интеграцией и инфокоммуникационными проектами). Поэтому на этапе предпроектной работы не только клиент выбирает поставщика решения, но и сам поставщик выбирается клиента, оценивает его.