Распечатать  К списку проектов

Внедрение системы мониторинга и управления прямыми и косвенными затратами в банках ВТБ и ВТБ24

ВТБ

Группа ВТБ – это банк ВТБ, его дочерние (доля ВТБ – более 50% голосующих акций/долей) кредитные и финансовые организации.

Дочерние кредитные организации (банки) осуществляют банковские операции. Дочерние финансовые организации предоставляют услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера. Управляющие компании пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании и иные организации осуществляют операции на рынке финансовых услуг.

Вместе дочерние банки и финансовые организации называются компаниями группы ВТБ. Группа ВТБ сегодня обладает уникальной для российских банков международной сетью, которая насчитывает более 30 банков и финансовых компаний более чем в 20 странах мира. ВТБ предоставляет своим клиентам комплексное обслуживание в странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.

www.vtb.ru

Отрасль:
Финансовая отрасль
Направление:
Информационные системы

В 2008 г. финансовый департамент ВТБ24 разработал и утвердил первую методику аллокации — объективной оценки эффективности бизнес-подразделений. Собственными силами методика была реализована на базе Microsoft Excel и Access.

В 2010 г. она изменилась, расчетная часть была перенесена в систему Oracle, что существенно облегчило процесс. В новой модели аллокации было заложено 16 этапов каскадного распределения, на каждом из которых суммы обезличивались. Для того чтобы понять за счет чего и по какому алгоритму распределялись расходы, необходимо было воссоздавать всю сквозную цепочку распределения. Такой подход тормозил развитие системы, не давая представления о себестоимости рассматриваемых процессов и продуктов.

Поэтому в конце 2010 г. банк принял решение о переводе аллокации на промышленную платформу. Такой подход  должен был выделить себестоимость бизнес-процессов и получить показатели, необходимые для анализа и принятия решений.

Цели и задачи

Целями внедрения промышленной системы расчета аллокации расходов были прозрачный и детальный анализ и оценка полной себестоимости и прибыльности продуктов и процессов, уточнение расчета текущего LTV (ценность жизненного цикла) клиентов, возможность использования информации о распределенных расходах при принятии решений о развитии и/или изменении характеристик продуктов, обеспечивающих и обслуживающих процессов.

Для того чтобы достигнуть поставленных целей, специалистам «Энвижн Груп», совместно с проектной командой ВТБ, необходимо было разработать унифицированную организационно-функциональную структуру, модель аллокации (последовательность расчетов, методику формирования расчетных показателей, справочников, драйверов аллокации и т. п.) и соответствующую нормативную документацию, развернуть программное обеспечение.

Клиент о проекте

«Система полностью соответствует разработанной методике аллокации, алгоритм расчета стал гораздо прозрачнее. Сотрудники успешно освоили функционал и возможности решения, его использование будет полезно всем подразделениям. Отдельно стоит отметить представление данных в кубах – это очень удобно и наглядно».

Дмитрий Пьянов, старший вице-президент, директор департамента финансов ВТБ

Решение

Первым этапом специалисты Ernst&Young произвели анализ лучших практик и организацию референс-контактов, а также дали рекомендации по совершенствованию методики аллокации и основным направлениям дальнейшего развития.

Вторым этапом проекта стало внедрение автоматизированной системы SAS Activity Based Management (ABM) в филиальной сети Банка ВТБ, в головном офисе и дочерних компаниях. Кроме того, тренинг-центр SAS обучил сотрудников банка работе в системе. Внедрение и отладка системы в рамках пилотного проекта в ВТБ24 заняли около трех месяцев, во всей группе ВТБ – 9 месяцев.

Результат

Решение охватило головной офис, 55 филиалов, 15 дополнительных офисов в Москве и 10 дочерних компаний банка. Благодаря внедрению SAS ABM удалось реализовать усовершенствованную модель аллокации и генерировать требуемую отчетность. Бизнес-подразделения получили возможность изучать информацию как в виде отчетов и схем, так и в разрезе OLAP-кубов, которые формируются по результатам расчета.

Полученные данные напрямую используются при оценке финансовой эффективности продуктов и инициатив бизнеса. Любое предложение, которое касается экономической эффективности, принимается к рассмотрению обязательно с учетом аллоцированных расходов.

Качественным результатом проекта стало создание прозрачной среды расчета и анализа расходов, распределенных через процессы на точки продаж и продукты. Это позволяет оптимизировать все аспекты деятельности и оценивать результат в конкретном денежном выражении.