Распечатать  К списку проектов

Построение информационно-аналитической системы «Прямая линия» для ТВ-передачи «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение»

Отрасль:
Государственный сектор
Направление:

«Разговор с Владимиром Путиным» — это ежегодная телепередача, в которой в прямом эфире можно задать вопрос видному политическому деятелю России — Владимиру Владимировичу Путину.

Первая трансляция произошла в 2001 году. На сегодняшний момент вещание передачи осуществляют телеканалы «Россия 1», «Россия 24», «РТР-Планета», «Мир» и «Russia Today», радиостанции «Радио России», «Вести FM» и «Маяк», Интернет-сайты «Вести.ru» и Moskva-Putinu.ru. Вопросы для Владимира Путина поступают через прямые включения корреспондентов в городах России, с помощью бесплатных телефонных звонков и сообщений, оставленных на сайте передачи, и SMS.

Цель и задачи проекта

В 2011 году для быстрого сбора и обработки обращений и информации о звонках из разных источников потребовалось построение мощной информационно-аналитической системы (ИАС). Помимо аккумуляции данных ИАС должна предоставлять интерфейс для редактирования, отбора и печати обращений, а также построения статистических отчетов. К ИАС были предъявлены повышенные требования по нагрузочной устойчивости (до 500 обращений в секунду во время трансляции) и по надежности: резервирование каждого компонента и устойчивость к обрыву связи между двумя технологическими площадками (одна находилась в телестудии, другая — в серверном помещении центрального узла)

Решение

Для реализации проекта было установлено два комплекта серверов: в центральном узле и в телестудии. В первом варианте комплект дополнялся выделенным физическим сервером для балансировки нагрузки, во втором — включал в себя серверы очередей, приложений и БД. Каждый сервер подключался к сети по двум объединенным высокоскоростным каналам связи (Ethernet link), работавшим в активно-пассивном режиме.

Для поддержки базы данных специалисты «Энвижн Груп» выбрали СУБД PostgreSQL 9.1, достоинством которой является потоковая репликация данных. Также было использовано промежуточное ПО PgPool II, имеющее высокую отказоустойчивость и средства балансировки нагрузки.

Серверы приложений построили на базе Apache и PHP 5.3, которые отличаются простотой своей настройки и удобством реализации приложений на их основе, а также устойчивостью к нагрузкам. Основу сервера очередей составило решение JBoss Cluster, устойчивое к обрывам связи. Оно позволяет эффективно обрабатывать IVR- и SMS-сообщения и хранит их в постоянной памяти даже при перезагрузке сервера.

Кроме упомянутого PgPool II для балансировки нагрузки использовались UNIX-утилиты: nginx – для маршрутизации и балансировки HTTP-запросов из разных источников; Ucarp – для обеспечения постоянной доступности серверов; vsftpd – для сбора офлайн-статистики по IVR-обращениям.

Результат

В результате проведенных работ был построен высокотехнологичный программно-аппаратный комплекс, способный обрабатывать до 5 тыс. обращений в секунду, поступающих из разных источников. Благодаря надежности решения телепередача «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение» прошла без технических сбоев.

Сбор вопросов начался за 4 дня до эфира и продолжался в течение всей передачи. Всего система приняла и обработала 1,57 млн. обращений: 1,1 млн IVR-сообщений, 55 тыс. вызовов через ЦОВ, 350 тыс. SMS-вопросов и 120 тыс. записей на сайте. Пиковая нагрузка составила порядка 200 обращений в секунду.

Построенная информационно-аналитическая система смогла консолидировать в себе данные о каждом звонке с автоответчиков IVR, статистику от SMS-провайдера, с официального сайта проекта и от операторов Центра обработки вызовов. Ежесуточно данные со стороны ЦОВ обобщались и в виде файлов передавались на сервер, где обрабатывались и сравнивались с текущей статистикой. В случае различий, недостающую информацию добавляли в базу данных, что исключило потерю сведений.

С технологической точки зрения интересным и стимулирующим для компании было отсутствие права на ошибку: все узлы и каналы связи были продублированы, функционал системы был заблаговременно и многократно выверен, а реализованные показатели устойчивости к нагрузке и отказам превышали требуемые в несколько раз. Результатом работы стало гладкое проведение «Прямой линии» и последующая признательность команды заказчика.